Армения призвала власти России и Грузии к открытию автомобильного сообщения через Южную Осетию. Об этом заявил вчера министр транспорта Армении Гагик Бегларян, заявив, что такие переговоры ведутся. Сегодня вечером выступая перед журналистами, премьер Грузии Георгий Квирикашвили подтвердил посредничество Армении при ведении переговоров с Россией по этому вопросу, однако подчеркнул, что последняя увязала транзит товаров с политическими требованиями по признанию Южной Осетии, поэтому процесс оказался замороженным.
Заявления министра транспорта Армении, сделанные после очередного заседания правительства республики, привлекли внимание грузинской общественности и СМИ. Впрочем, Гагик Бегларян подчеркнул, что от одного желания Армении мало что зависит и основными субъектами переговорного процесса являются Грузия и Россия.
«Россия ведет переговоры с Грузией по открытию дороги для армянских грузовых автомобилей, направляющихся в Россию через Южную Осетию. Ведутся переговоры, чтобы стороны пришли к согласию», – заявил Бегларян.
Следует отметить, что дорога через Цхинвали (Транскам) закрыта после конфликта 2008 года и основной артерией, связывающей Армению с Россией, остается Военно-грузинская дорога, которая зачастую оказывается заблокированной из-за схода лавин и селей.
Вот и сейчас происшедшая неделю назад стихия вывела из строя километровый участок через КПП «Верхний Ларс», в результате чего Армения лишилась сухопутной связи с Россией.
Заявление армянского министра прокомментировал премьер Грузии Георгий Квирикашвили. По его словам, Россия выставила неадекватные политические требования в обмен транзита товаров, поэтому Грузия решила воспользоваться транзитом товаров через черноморские порты Грузии:
«Закон «Об оккупированных территориях» допускает транзит товаров через территорию Южной Осетии при возникновении форс-мажорных обстоятельств. Однако, по заявлению армянской стороны, Россия попыталась увязать транзит с политическими требованиями по определению статуса признанного ею региона. Для нас это неприемлемо, поэтому мы отказались от этой формы транзита».
По словам эксперта международных отношений Георгия Гобронидзе, несмотря на сегодняшние переговоры, в будущем Грузия должна остаться приверженной своей принципиальной позиции – отказаться от открытия дорог через оккупированные регионы до полномасштабного урегулирования:
«Понятно, Армения желает иметь больше стабильных путей сообщения с Россией. Аналогичные предложения со стороны Армении звучали и по поводу восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию, однако это идет вразрез с интересами Грузии, которая не должна допустить вывода этих регионов из политической изоляции и роста их популярности на международной арене. Основной вопрос, конечно, состоит в том, где в случае открытия дороги будет проводиться таможенный досмотр, в этом случае непризнание де-факто властей Южной Осетии также является принципиальным для Грузии».
Политолог Гия Хухашвили, напротив, убежден, что открытие дорог будет способствовать росту доверия и стабильности в регионе:
«Реализация инфраструктурных проектов между сторонами конфликта приводит к понижению градуса напряженности, как это было на примере с Ингурской ГЭС или Эргнетским рынком. Считаю, что функционирование транзитных дорог не может содержать в себе опасности, поэтому нам стоит подумать над восстановлением сухопутного сообщения. При этом Грузия должна будет получить максимальную финансовую выгоду для восстановления этих проектов. Открытие дорог поможет развитию экономически депрессивных населенных пунктов на линиях разделения. Думаю, власти сепаратистских регионов не будут выступать против реализации этих проектов, так как их внешняя политика находится в фарватере российской».
Что касается вопроса таможенного досмотра, то, по мнению Хухашвили, этим должна заняться швейцарская сторона, как это было оговорено при переговорах по ВТО между Россией и Грузией. Электронный досмотр товаров в состоянии снять и этот щекотливый вопрос, считает политолог.