Что изменилось в грузинском медиа-пространстве за последние четыре года? Результаты исследования на эту тему опубликовала сегодня НПО «Международная прозрачность – Грузия». Количество СМИ увеличилось, говорят эксперты, но стали ли они более свободными? Могут ли они окупать себя, если доходы от рекламы слишком малы?
В последние годы Грузия улучшила свои показатели в различных международных рейтингах, касающихся свободы слова. Во-первых, в этот предвыборный период у нас больше плюрализма в медиа-среде, чем в прошлый, четыре года назад, говорит Анна Дабрундашвили, старший исследователь НПО «Международная прозрачность – Грузия». Во-вторых, рекламный рынок перестал быть подконтрольным власти и не монополизирован одной компанией. Что касается технических показателей, Грузия достаточно быстро и без проблем перешла на цифровое вещание, говорит Дабрундашвили.
В то же время одной из центральных проблем сейчас является вопрос владения телекомпанией «Рустави 2», в котором, продолжает исследователь, речь идет уже не о споре частных лиц, а об интересах определенных политических групп. Дабрундашвили также говорит об увольнении журналистов из определенных телекомпаний, которые впоследствии рассказывали о вмешательстве владельцев в редакционную политику СМИ. А в ряде случаев – и о вмешательстве власти, которая не хотела видеть в эфире неугодных журналистов, говорит Дабрундашвили. В исследовании, наряду с прочими, речь идет о следующем случае:
«28.09.2014 года журналист Вахо Саная покинул телекомпанию «Маэстро». Директор телекомпании Байя Гадабадзе заявила, что причиной этому были разногласия. В декабре того же года сам журналист распространил заявление, в котором говорил о том, что на встрече с директором «Маэстро» ему заявили, что он своей программой мог стать причиной противостояния канала с властью и создать ему проблемы. За несколько месяцев до этого программу Вахо Саная критиковало правительство. 20 мая его пресс-служба опубликовала заявление, в котором назвала программу «Репортаж Вахо Саная» от 18 мая тенденциозной. В программе вышли критические сюжеты в отношении деятельности правительства».
За последние несколько лет было зафиксировано более 15 случаев оказания давления на журналистов региональных СМИ со стороны властей. Объектами слежки и шантажа, по их словам, стали директор «Рустави 2» Ника Гварамия, журналисты Эка Мишвеладзе и Инга Григолия, рассказывает Дабрундашвили.
«Это одна из важных проблем, учитывая то, что эффективного расследования этих случаев проведено не было. И, соответственно, виновные так и не были установлены и наказаны».
Тем не менее рост плюрализма в медиа-среде налицо, говорит глава Ассоциации региональных вещателей Грузии Натия Купрашвили, хотя она считает, что СМИ стало даже слишком много. Сегодня в Грузии вещает 64 телекомпании. Год назад было отменено лицензирование и с тех пор буквально ежемесячно появляются новые телеканалы, говорит Купрашвили.
Между тем, если сравнить количество телекомпаний с доходами от рекламы, которые достаточно снизились, становится ясно, что все они не могут быть самоокупаемыми. И тут уже возникают резонные сомнения по поводу того, поддерживают ли их жизнедеятельность политические группы.
«Мы можем свободно сказать, что в этот предвыборный период у нас есть СМИ, которые готовят продукт согласно политическим предпочтениям, но и эти предпочтения достаточно разнообразно представлены. Это очень интересное пространство для исследования, потому что у нас есть островок независимости, есть политическое разнообразие, есть политическое аффилирование – каждая партия практически связана хоть с одним СМИ. Кроме того, мы видим, что сами СМИ буквально контролируют определенные партии. Как бы то ни было, выбор у избирателя очень большой. Он может переключиться с одного канала на другой, выбрать издание, которое ему интересно», – говорит Купрашвили.
Улучшения в плане свободы слова, продолжает она, сказываются и на качестве продукта. Эта связь не прямо пропорциональна, и, возможно, для того, чтобы прийти к качеству, понадобится больше времени. Однако мы видим, что политические дебаты в эфире разных телекомпаний очень разнообразны, видим, что ежедневно освещается множество различных вопросов, говорит Купрашвили. Есть претензии к глубине материалов, которые часто бывают поверхностными. Тем не менее свобода СМИ однозначно имеет положительное влияние на качество контента, считает Купрашвили.