В Южной Осетии задержан трудовой мигрант из Таджикистана, подозреваемый местными спецслужбами в вербовке в ряды террористической группировки «Исламское государство». Умарджон Исмонов уже экстрадирован из Южной Осетии в Россию для передачи Таджикистану.
По сообщению пресс-службы КГБ Южной Осетии, гражданин Таджикистана был задержан за вербовку трудовых мигрантов в ряды запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство». Сотрудники спецслужб отслеживали деятельность Умарджона Исмонова и задержали его 17 сентября по подозрению в экстремизме.
«В результате оперативной разработки установлено, что иностранец с использованием югоосетинского сотового оператора «Мегафон» через применяемый исламскими экстремистами интернет-сервис ZELLO занимался пропагандой идеологии, запрещенной в России радикальной организации «Исламское государство», – сообщают в КГБ республики.
По утверждению оперативников, Исмонов намеревался нелегально проникнуть в Сирию через территории Грузии и Турции для участия в боевых действиях против сирийского правительства.
По словам югоосетинского эксперта, лидера движения «Твой выбор – Осетия!» Алана Джуссоева, местным чекистам удавалось разоблачать вербовщиков и в прежние годы. После 2008-го, когда в республику хлынули трудовые мигранты, некоторые уроженцы Северного Кавказа попытались насаждать радикальный ислам в православной республике, однако эти попытки были пресечены. Вторая волна мигрантов пошла уже из Средней Азии, и риск проникновения экстремистов возрос, говорит он:
«Старались проповедовать радикальный ислам. Это не первая попытка была, и ряд таких случаев пресекали… Я считаю, что должна быть последовательная работа, и там, где задержали одного вербовщика, могут быть и другие. Я не думаю, что в Южной Осетии есть почва для распространения религиозных течений экстремистского толка и вербовки в ряды террористических организаций местных жителей. У нас в республике 100% христиане, однако профилактическая работа должна проводиться полномасштабно».
Востоковед, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института социальных и гуманитарных исследований им. Васо Абаева Эльбрус Сатцаев отмечает, что «контингент, прибывающий из республик Средней Азии в Южную Осетию, должен проходить через сито спецслужб», поскольку вербовщики всегда были активны в Средней Азии. Говорит Эльбрус Сатцаев:
«Повально, массово эти течения не будут распространяться в Южной Осетии, поскольку там нет условий, но единичные случаи могут быть. Были случаи, когда выходцы из Южной Осетии принимали ислам, но они жили в Северной Осетии. Трудовые мигранты, выходцы из Средней Азии, живут замкнуто, и силовым структурам трудно к ним внедриться. В отличие от них, в Южной Осетии общество открытое, люди друг друга знают, и факты вербовки скрыть невозможно».
Эльбрус Сатцаев говорит, что силовики должны обладать глубокими знаниями ислама и отличать приверженцев радикальных течений от мирных верующих:
«У югоосетинских спецслужб пока опыт небольшой, и они тоже должны учиться, чтобы при разговоре с потенциальным экстремистом они в ходе беседы могли выяснить его религиозные взгляды. Просто работать надо и набираться опыта».
Южная Осетия не станет перевалочной базой для «игиловцев», уверены мои собеседники. Вместе с тем, по мнению Эльбруса Сатцаева, спецслужбы должны вести разъяснительную информационную кампанию и работать на опережение, чтобы не допустить возникновения ячеек террористических организаций в республике.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия