Правоохранительные органы Южной Осетии расследуют резонансное покушение на начальника уголовного розыска МВД Таймураза Медоева. Подполковник милиции является родным братом бывшего посла Южной Осетии в России Дмитрия Медоева. Нападавший задержан. Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту покушения на убийство сотрудника правоохранительных органов.
Уголовное дело возбуждено по статье 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов) в отношении сотрудника Минобороны Таймураза Хачирова. В настоящее время подозреваемый содержится под стражей в ИВС МВД Южной Осетии. 22 октября рано утром он попытался застрелить Таймураза Медоева из пистолета «Ярыгин». Нападавший выстрелил в начальника угрозыска три раза, но промахнулся, что позволило Медоеву обезвредить его на месте.
В тот же день пресс-служба Минобороны опубликовала заявление, в котором опровергло распространившуюся в соцсетях информацию о том, что задержанный является личным охранником главы Минобороны:
«Хачиров является военнослужащим одного из подразделений, но в охране министра не состоит», – уточнили в оборонном ведомстве.
Информация о покушении на начальника уголовного розыска появилась на официальных югоосетинских интернет-ресурсах с явным запозданием. Вечером 22 октября ИА «Рес» опубликовало сообщение о том, что мотивы и причины нападения на Таймураза Медоева связаны с профессиональной деятельностью шефа угрозыска. Генпрокуратура сообщала, что Медоев вел следствие по факту незаконных действий Хачирова и тот якобы попытался отомстить следователю. Вот как выглядела версия Генпрокуратуры:
«Утром 22 октября около 7 утра Хачиров Таймураз приехал на ул. Джавская г. Цхинвал к дому, где проживает начальник отдела УУР КМ МВД РЮО Медоев Таймураз. Дождавшись выхода Медоева, Хачиров, не выходя из салона автомобиля, произвел три выстрела из пистолета «Ярыгин». Медоев, увидев направленное на него оружие, увернулся, оттолкнул руку и обезвредил стрелявшего».
Ведомство подчеркивало, что «Хачиров имел умысел на причинение смерти Медоеву Т.С. из мести за осуществление им служебной деятельности». Интересно, что впоследствии эта информация была удалена с сайта «Рес».
Сегодня версию Генпрокуратуры раскритиковали в МВД. Министр внутренних дел Ахсар Лавоев заявил, что «начальник угрозыска криминальной милиции МВД Южной Осетии Таймураз Медоев не вел в настоящее время никаких дел в отношении совершившего на него покушение Таймураза Хачирова». Лавоев попытался рассеять и слухи о межведомственном противостоянии югоосетинских силовиков:
«В связи со случившимся муссируются слухи о противостоянии между сотрудниками МВД и Минобороны. Подобные разговоры беспочвенны. Мы не можем по одному человеку судить обо всем ведомстве. Он совершил преступление, за которое понесет заслуженное наказание».
Поговорить с Таймуразом Медоевым мне не удалось. В рамках уголовного дела он давал свидетельские показания. О Таймуразе Хачирове известно немного. Молва приписывает ему дружбу с министром обороны Ибрагимом Гассеевым. Говорят и о его буйном нраве. Якобы за несколько часов до покушения он стрелял в проходящих мимо него женщин в районе Жилмассив.
Я дозвонилась до экс-посла Южной Осетии в России Дмитрия Медоева и попыталась выяснить, может ли покушение на его брата быть политически мотивированным, поскольку недавно бывший посол выступил в российских СМИ с критикой общественно-политической ситуации в Южной Осетии. Вот что он сказал:
«Я не думаю, что этот инцидент достоин того, чтобы попасть на передовые страницы СМИ. Этот инцидент касается моей семьи, моего брата. Но я не считаю, что это связано со мной, с моей политической деятельностью. Вообще, чтобы пойти на такое, надо совсем голову потерять. Я не думаю, что кто-то в Цхинвале готовил это дело, чтобы причинить мне и моей семье какие-то неприятности. Но инцидент был, правоохранительные органы занимаются. Я думаю, что они компетентны, они профессиональны, они разберутся и сообщат об этом широкой общественности».
При этом Дмитрий Медоев обратил внимание на развернувшуюся в Цхинвале кампанию по его дискредитации, отметив, что подтекст происходящего станет известен после завершения следствия:
«Каков подтекст этого, станет известно после разбирательства. А если говорить дальше, что касается нечистоплотного использования данного инцидента, скажу, что в Цхинвале уже появились охотники погреть руки на покушении на жизнь моего брата. Напомню, что у него четверо детей. Защищая Цхинвал, был тяжело ранен в 2008 году. Также скажу, что люди, позиционирующие себя как сторонники действующей власти, распространяют слухи о том, будто бы я сам подослал убийцу к своему брату с целью захвата, заполучения его дома. Вот такие несуразицы распространяются. Считаю, что это оказание медвежьей услуги. Я считаю, что это издержки начала предвыборной кампании. Очень грязные люди этим занимаются, и это не самое кощунственное, что звучит из их уст. Совсем недавно они несли другую грязь, будто бы собираюсь захватить дома семей погибших на войне. Это выходит за рамки приличия, культуры... Пускай это все останется на совести этих людей. Я не собирался комментировать этот инцидент, но раз уж вы дозвонились до меня, то я не могу промолчать и сказал все, что я сказал. Я ответил на все ваши вопросы, вы их записали. Спасибо!
– Дмитрий Николаевич, вы были уволены с должности посла республики, сейчас не занимаете никаких должностей в органах власти, не говорили о планах баллотироваться на пост президента. Каким образом вы можете представлять угрозу для нынешней власти? Вряд ли в вас видят политического соперника.
– Это вы так считаете. Это ваше мнение».
Бывший судья Верховного суда Южной Осетии Юрий Кокоев отмечает, что произошедшее указывает на то, что в республике царит полное беззаконие:
«Сказать, по какой причине Хачиров покушался на Медоева, не могу. Не могу сказать, какая подоплека. Когда в республике, в стране законность в таком ужасном состоянии, то, конечно, бывают такие инциденты. Ответственности особо не боятся, вот и случаются такие преступления, и поэтому идут на такие вещи отдельные субъекты. Это все от низкого уровня законности, состояния законности в стране. Это и я ощутил на себе и продолжаю ощущать, и не только я».
По мнению экспертов, стрельба на улицах Цхинвала и инциденты с применением огнестрельного оружия создают нервную обстановку в республике. Если следствие не сможет убедительно ответить на все имеющиеся вопросы, опасение дестабилизации только усилится в преддверии президентских выборов.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия