Президент Южной Осетии предложил создать авиацию, в том числе санитарную, для транспортировки больных граждан в медицинские учреждения России. Леонид Тибилов отметил, что единственная автомагистраль, связывающая республику с Россией, из-за погодных условий не всегда бывает доступной. Впрочем, это не первая попытка югоосетинского руководства обзавестись собственной авиацией.
На днях в интервью российскому агентству ТАСС президент Южной Осетии Леонид Тибилов заявил о необходимости создания собственной авиации и связал это с отсутствием современной медицины в республике.
«Авиация нам очень нужна. Мы обсуждали вопрос о создании авиации, тема будет в работе. Порой горная дорога перекрывается – бывают сели, камнепады, и мы можем опоздать с оказанием помощи больным», – сказал Тибилов.
Главный реаниматолог Южной Осетии, лидер Народной партии Александр Плиев вспоминает, что этот вопрос серьезно рассматривался в парламенте еще в 2011-2012 годах. По его словам, специалисты по малой авиации из Санкт-Петербурга «были готовы зайти в республику», но тогдашнее руководство не довело дело до конца:
«Самолеты на 12 мест и вертолеты нужны республике не только из-за транспортировки больных, но и здоровое население тоже должно перевозиться воздушным транспортом. Законодательно этот вопрос рассматривался. Открытое воздушное пространство у нас с Россией (есть). Петербургская фирма разрабатывала технические вопросы, более того, могла организовать вопросы по сборке самолетов и вертолетов. Комплектующие поставлялись бы в какое-либо предприятие в Южной Осетии, в республике производилась бы сборка вертолетов и самолетов и начиналась их эксплуатация здесь на месте. Разработаны были три аэропорта в отдаленных Ленингорском районе, Квайсе и в самом Цхинвале. Разрабатывались места под аэропорты для воздушных судов. Руководство не довело дело до конца. Этот проект должны были внести в Инвестпрограмму, но наше руководство в 2011-2013 годах это упустило».
Александр Плиев вспоминает о событиях 2010-2012 годов, когда ООО «Твой авиационный центр» (Санкт-Петербург) и его дочернее предприятие – компания «Твой авиацентр – Южная Осетия» планировали выпустить первые самолеты в самой республике. Кроме того, петербургские специалисты разрабатывали вопрос формирования объединенного авиаподразделения самолетов и вертолетов АОН для внутренних перевозок МВД, МЧС, Минобороны и погранслужбы КГБ РЮО.
Создание югоосетинской авиации предусматривалось и для противодействия действиям Грузии по аэрофотосъемке и радиоэлектронной разведке. Против воздушного шпионажа директор ООО «Твой авиационный центр» Виктор Бойченко предложил организовать в Южной Осетии локальную систему контроля воздушного пространства и пресечения нарушений с помощью малой авиации. Однако из-за политического кризиса 2011 года проект временно отложили. Затем по поручению исполняющего обязанности президента Южной Осетии Вадима Бровцева с декабря 2011 года по апрель 2012-го был разработан бизнес-план по созданию предприятия по лицензионной сборке четырехместных самолетов укороченного взлета и посадки, однако из-за смены власти проект свернули.
В 2012 году президент Южной Осетии Леонид Тибилов и тогдашний председатель правительства Ростик Хугаев пообещали Виктору Бойченко рассмотреть предложение, однако в итоге заблокировали реализацию масштабного инвестиционного проекта по производству легкомоторных самолетов, развитию малой авиации и возрождению Цхинвальского аэроклуба. Проект стоимостью 44 миллиона рублей был закрыт без объяснения причин.
Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев скептически относится к идее создания собственной авиации. Он считает, что проще и дешевле улучшить качество медицинских услуг в республике:
«Острой необходимости в авиации нет. Для того чтобы перевозить больных и использовать авиацию в области здравоохранения, доставлять пациентов в Россию, необязательно иметь авиацию. Для этого надо развивать свое здравоохранение, приглашать специалистов, чтобы они могли на месте решать вопросы, (проводить) сложные операции и т.д. Для нужд здравоохранения можно арендовать вертолет у России, этого вполне достаточно для Южной Осетии. Я не знаю таких экстренных случаев – дорога в последнее время капитально отремонтирована и Транскам бывает закрыт максимум день-два».
Теперь, спустя пять лет, предлагая вернуться к идее создания югоосетинской авиации, Леонид Тибилов мотивировал свое решение и политической целесообразностью:
«В соседней Грузии развиты некоторые направления медицины, и периодически граждане республики обращаются к властям с просьбой отправить на лечение их в Грузию, куда добраться быстрее, чем в Северную Осетию. Это в то время, когда между Южной Осетией и Грузией ни политических, ни экономических отношений нет, за исключением площадки Женевских дискуссий (по Закавказью). В Грузии есть серьезный проект вовлечения (граждан Южной Осетии) через здоровье, он финансируется и здорово поддерживается западными странами. И получается, что это вынужденная мера. И здесь санавиация, и вообще авиация, была бы полезна», – заявил президент агентству ТАСС.
Александр Плиев разделяет позицию президента:
«Мы вынуждены отправлять людей на лечение в Грузию, хотя такое же лечение мы можем получить в России, но проблема в расстоянии и времени в пути. Проблемы здравоохранения будем решать совместно с Москвой. Российская Федерация выделила серьезные финансовые средства для этой сферы и на строительство определенных медицинских объектов. Уже строится детская республиканская больница – она будет сдана в эксплуатацию в декабре этого года. Большое серьезное здание на семь тысяч квадратных метров построено по современным технологиям и с учетом наших потребностей. Кроме того, в следующем году будут готовы операционный хирургический корпус и новый роддом. Это даст новый импульс развитию югоосетинской медицины. К сожалению, пока наша медицина уступает грузинской, а российская сильнее грузинской. Если у нас появится авиация, мы сможем в федеральные медицинские центры отправлять тяжелых больных, которых невозможно эвакуировать, например, наземным транспортом через Рокский перевал. На автомобиле это занимает 4-5 часов, а авиацией через 40 минут мы сможем доставить больного в Беслан».
Возможно, на позицию югоосетинского лидера повлияли два фактора. Громкое заявление Тибилова прозвучало во время визита в республику делегации высокопоставленных российских чиновников, рекомендовавших югоосетинским коллегам «наметить план работы на 2017 год». Во-вторых, приближающаяся президентская кампания, в которой Леонид Тибилов будет участвовать, предполагает вброс в информационное пространство популярных для югоосетинских избирателей тем.
Впрочем, не исключено, что Цхинвал создаст авиапром и парк авиации общего назначения совместно с Москвой.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия