В Северной Осетии празднуют 100-летие со дня рождения первой в России женщины-дирижера Вероники Дударовой. Памятные мероприятия начались накануне в Москве и продолжатся во Владикавказе и Баку, где родилась и провела свое детство прославленный дирижер.
Веронику Дударову называли «огненным дирижером», говорили, что «она горела и зажигала других». Отсюда и название выставки, организованной североосетинским Министерством культуры – «Огненное Болеро».
Она не обслуживала искусство, а сама его формировала, говорит искусствовед Мадина Тезиева:
«Есть талантливые музыканты, а есть гениальные. Вероника Дударова была гениальным музыкантом. Что касается ее позиции гражданской, то она была человеком, который не обслуживал сферу искусства, а сам ее формировал. Она брала партитуры неизвестных ранее композиторов, ранее не исполнявшиеся, исполняла их. Она исполнила произведения всех осетинских композиторов, начиная от Ильи Габараева и заканчивая Ацамазом Макоевым. И делала она это на таком высоком уровне, что сами композиторы говорили, что это лучшее исполнение их произведений. Концерт в ее исполнении запоминался на всю жизнь. Я неоднократно присутствовала на ее концертах, и это было незабываемое яркое эмоциональное потрясение, у нее была очень мощная энергетика. Вероника Дударова сама говорила, что главное в ее жизни – это музыка».
5 декабря в пресс-холле Большого зала Московской государственной консерватории состоялся круглый стол под названием «Жизнь, отданная искусству. К 100-летию народной артистки СССР Вероники Борисовны Дударовой». Ведущий Михаил Швыдкой объяснил, что место проведения круглого стола выбрано неслучайно: значительная часть жизни Вероники Борисовны связана с Большим залом Московской консерватории:
«В этой удивительной женщине сочетались прекрасная школа и необычайный кавказский темперамент. Сегодня у нее есть достойные преемники: Туган Сохиев, Валерий Гергиев. Количество дирижеров-осетин в России и в Советском Союзе всегда было огромным. Но первой была Вероника Борисовна. И она остается с нами, пока у нас есть возможность слушать записи ее концертов, быть причастными к ее вдохновенному искусству», – сказал Швыдкой.
Выставки, посвященные жизни и творческой деятельности Вероники Дударовой, открылись и в двух североосетинских музеях – Национальном художественном музее им. Махарбека Туганова и Музее театрального искусства Северной Осетии. Рассказывает директор музея театрального искусства Бела Салбиева:
«На выставке представлены многочисленные фотоматериалы. Архивные материалы предоставил сын дирижера Михаил Вайнштейн и родственники Дударовой. Прекрасные фотографии, где она запечатлена со знаменитыми людьми того времени – Хачатуряном, Эшпаем и многим другими, с кем она дирижировала. Интересны ее фотографии, представляющие ее гастрольную деятельность, есть фотографии пребывания в Осетии. Хоть она и родилась в Баку, она всегда говорила, что Осетия дала ей мощь, силу».
Вероника Дударова руководила Московским государственным академическим симфоническим оркестром с 1960 по 1989 год. Продолжает искусствовед Мадина Тезиева:
«В исполнении Вероники Дударовой музыкальные произведения начинали звучать по-новому. Она первая в начале 90-х годов прошлого века взялась исполнять произведения забытых русских композиторов XVII-XVIII веков, и это было настолько патриотично не в политическом, а в художественном плане. Вероника Дударова связывала это пространство воедино через духовность, идею. И благодаря ее исполнению вновь звучали произведения этих композиторов - то великое богатство, которое присуще русской национальной культуре. Она могла передать эту мощь, это раздолье. Вероника Дударова – европейский дирижер, в то же время очень русский и очень кавказский. Все это в ней превосходно сочеталось».
Вероника Дударова – первая в СССР женщина-дирижер. Она вошла в книгу рекордов Гиннеса как единственная в мире женщина, более 50 лет возглавлявшая большие симфонические оркестры. Именем Вероники Дударовой названа одна из малых планет Солнечной системы.