В Южной Осетии усилилось недовольство ростом числа мигрантов, прибывающих в республику. Таковы данные последних соцопросов. Кроме того, как заявил глава КГБ Виктор Шаргаев, трудовая миграция оказывает существенное влияние и на криминогенную обстановку. Впрочем, большинство приезжих заняты на стройках, куда не идут работать местные жители.
По данным правоохранительных органов, в 2015 году в Южную Осетию прибыло 1350, в 2016-м – 1632 иностранных гражданина из 37 стран мира. Как правило, это трудовые мигранты из Средней Азии. Большинство приезжих заняты на строительных работах, куда неохотно идут местные жители. Тем не менее, согласно последним соцопросам, растет число недовольных мигрантами в республике.
Депутат парламента Южной Осетии от Народной партии Амиран Дьяконов считает, что необходим закон о правовом положении иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся на территории республики:
«Надо прописать всю полноту прав и ответственности каждого иностранца и лиц без гражданства. Пока этого не сделано, и вследствие этого провала происходят негативные явления и по части криминала, и по части преступлений, связанных с распространением наркотических средств. Поэтому исполнительная и законодательная власти совместно поработали над этими проблемами миграционной политики. У нас с Россией подписано соглашение о беспрепятственном праве нахождении граждан РФ на территории РЮО, таких соглашений с государствами Центральной Азии или Евросоюза нет».
Руководитель КГБ Южной Осетии Виктор Шаргаев недавно рассказал журналистам, что спецслужбами был выявлен гражданин Таджикистана, связанный с ИГИЛ. Вербовщик террористической организации был экстрадирован в Таджикистан через российских партнеров. При этом Виктор Шаргаев обратил внимание на то, что местные жители не хотят работать на стройках, поэтому приходится привлекать мигрантов:
«На самом деле обидно, что восстановлением Южной Осетии занимаются люди, которые приехали сюда заработать денег, не более того. А сами граждане не хотят заниматься восстановлением собственной страны. Между тем заработная плата на стройках достаточно приличная, чтобы содержать семью. Это очень серьезная тема, на которую стоит обращать внимание. Очень плохо, что мы на восстановление страны приглашаем иностранцев, тем более что некоторые из них представляют опасность для республики».
Депутат парламента от «Единой Осетии» Петр Гассиев считает, что влияние мигрантов на криминогенную ситуацию республики преувеличено. По его словам, есть отдельные случаи нарушения закона, они не носят массового характера и на данный момент не представляют угрозу безопасности республики. Гассиев при этом обращает внимание на безработицу среди югоосетинской молодежи:
«Подрядные строительные организации – работодатели в Цхинвале, предпочитают платить нормальную зарплату не местным ребятам, которые также сидят без работы, а трудовым мигрантам, которым могут платить копейки, а то и вовсе не платить. Появление трудовых мигрантов с этим и связано, потому что, если бы была достойная зарплата, местная молодежь была бы трудоустроена. Что касается влияния на криминогенную ситуацию этой категории населения, я считаю, это преувеличение, потому что я сам живу в Цхинвале и вижу, что у нас происходит».
По словам Гассиева, обострение межнациональных отношений из-за наплыва трудовых мигрантов республике не грозит:
«Однако если они будут пребывать в большом количестве, массово получать паспорта, а мы знаем факты выдачи действующей властью паспортов республики Южная Осетия трудовым мигрантам, то, учитывая, что эти люди – последователи мусульманской веры, могут какие-то возникнуть проблемы с местным населением. Но опять же я повторю, что проблем во взаимоотношениях нет. Как правило, проблемы создаются искусственно».
По мнению югоосетинских экспертов, в Южной Осетии, где большинство составляют православные христиане, местные жители воспринимают рост числа приезжих, исповедующих ислам, с некоторой настороженностью.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия