В медиа-центре «Ир» в Цхинвале сегодня собрались политики, эксперты и журналисты, которые дискутировали о влиянии и роли социальных сетей в Южной Осетии. Этот вопрос особенно актуален во время президентской кампании, которая активно идет и в осетинском сегменте интернета.
Интернет на фоне отсутствия негосударственных СМИ в республике является средством выражения собственной позиции, считает советник президента Вячеслав Гобозов. Но есть и проблема – наличие в осетинском сегменте интернета большого количества анонимов, продолжает Вячеслав Гобозов:
«Есть и друга категория, которая предельно оскорбительными, унижающими достоинство комментариями на уровне профессионализма ниже пояса получила благодаря той анонимности, которую дает интернет, возможность говорить вещи, за которые они не несут ответственности. Свобода слова – не только свобода высказать свое мнение, но и нести ответственность за то, что ты сказал. Для этих людей интернет действительно великолепная площадка. И, к сожалению, благодаря «работе» этих людей, эти комментарии затрагивают уже не отдельных чиновников. Эти материалы напрямую влияют на репутацию нас самих, создавая о нас очень нелицеприятное мнение».
При этом в югоосетинских условиях, добавил он, где существует дефицит коммуникации между властью и обществом, социальные сети могут стать важным механизмом обратной связи, который нужно быстрее запускать.
Такого влияния, как в других странах, социальные сети в Южной Осетии не имеют, считает эксперт Юрий Вазагов. По его наблюдениям в так называемых сетевых игрищах на территории республики принимает участие не более тысячи человек, возраст которых колеблется от 24 до 40 лет:
«К сожалению, общая интеллектуализация общества отражается на всем этом, качество очень низкое – никакой содержательной дискуссии, споров не идет. Все переходит на уровень личных оскорблений. Более того, существуют серьезные моменты в политике нашей власти, которые можно и нужно жестко критиковать. Но на них на самом деле никто внимания не обращает, потому что большинство их и не понимает. Так что ситуация достаточно плачевная с качеством дискуссий и всей этой шумихой в интернете. Поэтому на сегодня заменить независимые СМИ социальные сети не могут, хотя во многих странах они являются их полноценными заменителями. Более того, существуют популярные блогеры, которые по популярности и влиянию конкурируют даже с известными политиками».
Только если в странах с развитым гражданским обществом соцсети и блогеры могут выявлять проблему и влиять не ее решение, то в маленьком югоосетинском обществе тайн от населения нет, продолжил Юрий Вазагов. Эксперт отметил, что, к сожалению, с очень многими негативными явлениями люди свыклись, перестали на них реагировать, девальвировано само понятие свободы СМИ и свободы слова.
«Этих ценностей в нашем обществе последние 6-7 лет я уже не вижу, за исключением отдельных людей», – сказал Юрий Вазагов.
Обсудили участники встречи и вопрос влияния соцсетей на предстоящие выборы в Южной Осетии. Аэлита Джиоева – одна из активных пользователей сети «Фейсбук», считает, что на выбор югоосетинских избирателей интернет-публикации повлиять не смогут:
«В Южной Осетии практически нет аполитичных людей. Каждый из нас разбирается и в политике, и в социальной сфере. Я, например, абсолютно спокойна за наше население, потому что у них четко формированное мнение, они жили здесь, видели то, что было тогда, сейчас и что будет дальше. В этом плане я не беспокоюсь, что какие-то анонимные сайты или анонимы, подкупные журналисты смогут сформировать негатив для нашего населения. Конечно, социальные сети нужны, это тоже жизнь».
Заместитель начальника Управления по внутренней политике Алан Джуссоев напомнил, что соцсети и интернет – это технологии влияния, которыми начали пользоваться в Южной Осетии еще в далеком 2006 году. Были отработаны они и во время президентских выборов 2011 года. По его словам, рост влияния соцсетей на общество остается неоспоримым фактом. Продолжает Алан Джуссоев:
«А вот надо это контролировать, не надо – не проконтролируешь, но, наверное, стоит направлять. И вот деятельность государства в этом очень важна. К сожалению, этим никто не занимается. И площадки нужны независимые, которые должны финансироваться государством. В соцсетях работать надо, это независимая площадка. Направлять можно, а запретить – ее никто не запретит».
И еще две фразы сегодняшнего мероприятия, которые «зацепили» аудиторию: общественник Тимур Цхурбати отметил, что «мы такие, как наш интернет», а Аэлита Джиоева усомнилась в возможностях приезжих политтехнологов: «Код доступа к осетинам еще не взломал ни один хакер».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия