С утра в Тбилисском городском суде было шумно как внутри, так и снаружи. На улице собрались сторонники 11 обвиняемых, чьи дела сегодня рассматривались в суде. Речь идет о задержанных на фоне проевропейских протестов, которых обвиняют в групповом насилии. Месяц назад им назначили меру пресечения в виде двухмесячного ареста, и сегодня суд решал вопрос: продлить срок или отпустить их. Спустя шесть часов судья вынес решение – оставить под стражей.
Во дворе Тбилисского городского суда собравшиеся держат плакаты с главным посланием: «Свободу узникам режима». В самом здании с раннего утра давка: родственники и друзья обвиняемых пытаются попасть на заседание. Однако для процесса выбрали зал номер два – один из самых маленьких, рассчитанный всего на 40 человек. Многие из собравшихся физически не могут туда войти.
«Нет места, отойдите», – обращается охранник к собравшимся.
«Меня это не волнует, я должна войти. Я что, не имею права увидеть брата? Сейчас выйдет адвокат, и тогда меня впустят», – отвечает сестра одного из обвиняемых.
В какой-то момент к собравшимся вышел адвокат и предложил сначала пропустить в зал членов семей обвиняемых. Однако, признал он, даже они все вряд ли смогут поместиться.
После начала заседания адвокаты обратились к судье Кетеван Джачвадзе с просьбой учесть важность дела и его общественный резонанс, предложив перенести слушание в зал, где могли бы присутствовать все желающие. Сначала адвокатам объяснили, что из-за технических проблем перенос в основной зал невозможен.
«То, что сейчас происходит в суде, в первую очередь оскорбляет сам суд, а затем уже стороны и всех юристов. Как вам известно, через несколько минут начнется рассмотрение дела 11 обвиняемых, но суд всеми способами избегает проведения процесса в зале на 150 человек. Вместо этого принесли два дополнительных стола для адвокатов, как будто это создаст условия для комфортного выполнения их профессиональных обязанностей. А что говорить о публичности процесса и людях...» – написал из зала суда на своей странице в Facebook адвокат одного из обвиняемых, Лаша Цуцкиридзе.
Директор программы по защите прав человека и заместитель председателя «Ассоциации молодых юристов» Тамар Ониани также отметила, что организация и обустройство судебного пространства играет ключевую роль в обеспечении права на справедливый суд.
«Судья указал, что даже в небольшом зале удалось сохранить контакт между адвокатами и обвиняемыми. Однако практика Европейского суда предполагает, что такой контакт должен отвечать двум важным критериям:
- эффективность;
- практичность.
В данном случае суд проигнорировал очевидные сложности, вызванные числом обвиняемых – 11 человек. Это выходит за рамки обычной нехватки пространства. Когда дело с участием 11 человек рассматривается в маленьком зале, может быть нарушена одна из основополагающих гарантий для обвиняемых – эффективное и практичное взаимодействие с адвокатом, а не просто любая доступная форма общения».
Эка Беселия, основательница «Дома правосудия», команда юристов которой защищает интересы актера Андро Чичинадзе, заявила, что даже визуально происходящее в суде демонстрирует «несправедливость и трагикомичность этого сфабрикованного дела».
«В зале нет места ни для невиновных обвиняемых, ни для адвокатов. Столы расставлены так, что адвокаты не видят судью. Это наглядно показывает, что суд не способен организовать процесс в соответствии со стандартами для рассмотрения столь серьезного дела», – подчеркнула она.
После недолгой паузы суд удовлетворил ходатайство адвокатов о смене зала. Заседание было перенесено в более просторное помещение.
До начала заседания адвокаты и родители обвиняемых поделились своими ожиданиями. Родители выразили сдержанный пессимизм, но все же высказали надежду, что суд хотя бы согласится на освобождение обвиняемых под залог.
«Это скорее показательное наказание, цель которого – причинить как можно больше страданий», – говорит отец одного из обвиняемых.
Мама обвиняемого Гури Мирцхулава заявила, что готова к любому исходу:
«Я ко всему готова, и мой сын тоже готов ко всему. Не думаю, что кто-то из присутствующих здесь чего-то боится».
Адвокат Андро Чичинадзе Торнике Мигинеишвили считает, что выбор меры пресечения в виде ареста является абсурдным как с фактической, так и с юридической точки зрения. По его словам, за прошедший месяц прокуратура не провела ни одной следственной процедуры и не представила никаких доказательств.
«Мы требуем, чтобы Андро был освобожден из зала суда, потому что нет никаких оснований для продления его заключения. Но, скорее всего, мы все равно предложим суду отпустить его хотя бы под залог. Это будет еще один большой спектакль, участником которого станет Андро Чичинадзе. Это дело было начато не в интересах правосудия. Главный интерес здесь политический – сделать Андро примером и показательно осудить его», – отметил адвокат.
Другой адвокат обвиняемого Гури Мирцхулава, Омар Пурцеладзе, уверен, что в любой справедливой ситуации суд бы изменил избранную меру пресечения.
«Но, естественно, мы не можем игнорировать политический мотив и общий интерес, стоящие за наказанием этих людей, в том числе в части меры пресечения. Поэтому ожидания, мягко говоря, достаточно негативные. Но это не означает, что сторона защиты не сделает все возможное для того, чтобы эта мера была изменена», – подчеркнул он.
Один за другим обвиняемые, встав со скамьи подсудимых, заявили, что не признают своей вины. Прокурор подал ходатайство о сохранении меры пресечения. Судья Кетеван Джачвадзе должна решить, оставить ли обвиняемых под стражей до рассмотрения дела по существу, которое запланировано на 5 марта, или отпустить. Ранее прокуратура ходатайствовала о переносе судебного заседания на 55 дней для сбора доказательств. Адвокаты, в свою очередь, считают, что доказательств нет, и уверены, что перенос заседания направлен на банальное затягивание процесса.
В зале суда
Еще один адвокат актера Андро Чичинадзе, Натия Котрикадзе, обратилась к судье с просьбой исправить своим решением сложившуюся ситуацию в Грузии и тем самым «войти в историю как герой»:
«Все протесты начинаются с требования освободить политических заключенных, и вы можете своим решением успокоить обстановку».
Котрикадзе призвала судью не применять никакой меры пресечения в отношении Чичинадзе, предложив в качестве альтернативы залог в размере 1000 лари.
«Андро стоял в первом ряду, полицейский бросил бутылку с водой, которая упала перед ним. Андро поднял эту бутылку и вернул ее назад, после чего она упала посередине. О каком ущербе идет речь? <…>. Уважаемый судья, я бы не хотела, чтобы ваше имя оказалось в списке тех, кто попал под санкции. Я забочусь о вашей репутации. Андро – актер. Стыдно, что такой образованный и умный человек сидит на скамье подсудимых».
Другой адвокат Чичинадзе заявил, что нет ни одного доказательства, подтверждающего необходимость содержания его под стражей. Прошел уже месяц с начала расследования, но до сих пор неизвестно, кто является потерпевшим в этом деле.
Адвокат Лаша Цуцкиридзе заявил, что его подзащитный, юморист Онисе Цхададзе, не знаком ни с одним из обвиняемых по делу о групповом насилии. Цуцкиридзе подчеркнул, что с 17 декабря, когда началось расследование, против Цхададзе не было предъявлено ни одного доказательства. Адвокат предложил суду не применять меру пресечения в отношении Цхададзе, предложив альтернативой залог, размер которого суд должен определить самостоятельно.
Сам юморист воспользовался словом в суде и заявил, что является основателем «партии глобальной войны» и совладельцем доли в Deep State – это отсылка к последнему заявлению «Грузинской мечты», наполненному конспирологическими теориями по этой теме.
Цхададзе также отметил, что капсула слезоточивого газа, которую, по версии обвинения, он бросил в сторону полицейских, была брошена на самом деле так, что едва не попала ему самому в ногу. В связи с этим он попросил оштрафовать его за попытку самоубийства.
«Хотя в тюрьме тяжело находиться, меня не волнует, оставите ли вы меня в тюрьме. Люди умирали за эту страну, и я не хочу делать для страны меньше... Если приговорить меня к максимальному сроку, то получится, что я получу на 9 месяцев меньше, чем Вано Мерабишвили [экс-министр МВД, который провел в заключении 6 лет и 9 месяцев]. По-вашему, я буду немного меньшим преступником, чем он», – обратился к судье Онисе Цхададзе.
В конце своего выступления Цхададзе бросил коробок спичек в сторону прокуроров и сказал, что если за бросок бутылки его намереваются наказать лишением свободы от 4 до 6 лет, то он согласен, чтобы ему добавили еще 3 месяца.
Обратился к суду и адвокат Гури Мирцхулава Омар Пурцеладзе. Он подчеркнул, что понимает, что в деле с 11 обвиняемыми суду, наверное, трудно избежать обобщения аргументов, доказательств или фактических данных. Но он отметил следующее:
«У вас есть обязанность принимать решения в индивидуальном порядке».
Как утверждают адвокаты, коллективный характер рассмотрения дел является одной из главных проблем судопроизводства. «Ассоциация молодых юристов» в своем мониторинге уголовных дел против демонстрантов отметила, что мера пресечения в виде лишения свободы назначалась без учета индивидуальных обстоятельств обвиняемых.
«В течение последних 4 дней Тбилисский городской суд рассматривал дела лиц, арестованных во время акций протеста. Представители ассоциации присутствовали на первом заседании по делам 24 обвиняемых. Во всех случаях суд удовлетворил ходатайства прокурора о назначении самой строгой меры пресечения – лишения свободы – без учета таких обстоятельств, как индивидуальные особенности обвиняемых, их личность, деятельность, возраст, здоровье, семья, имущество, статус и другие факторы».
Спустя шесть часов судья объявила решение – всех задержанных оставили под стражей. Родные и друзья обвиняемых выходили из здания суда, громко выражая свое недовольство и выкрикивая в адрес прокуроров и судьи: «Рабы!».
В ходе продолжающихся протестов перед парламентом полиция в уголовном порядке арестовала 44 человека. 11 из них предъявлены обвинения по части второй статьи 225 УК Грузии, которая предполагает участие в групповом насилии. Это преступление карается лишением свободы на срок от 4 до 6 лет. По этой статье задержаны Андро Чичинадзе, Онисе Цхададзе, Джано Арчаия, Руслан Сиваков, Лука Джабуа, Гурам Мирцхулава, Валерий Тетрашвили, Георгий Теришвили, Ираклий Керашвили, Реваз Кинадзе и Сергей Кухарчук. Ранее дела арестованных были разделены на два отдельных производства, но теперь они объединены в одно. Дело по существу будет рассмотрено 5 марта.
Форум