Accessibility links

Сергей Шамба: «Пришло время смены поколений»


Сергей Шамба – лидер республиканской партии «Единая Абхазия», в прошлом – министр внутренних дел, премьер-министр и депутат парламента уходящего пятого созыва
Сергей Шамба – лидер республиканской партии «Единая Абхазия», в прошлом – министр внутренних дел, премьер-министр и депутат парламента уходящего пятого созыва

Первый тур парламентских выборов в Абхазии позади. 26 марта состоится второй тур голосования. Сергей Шамба – лидер республиканской партии «Единая Абхазия», в прошлом – министр иностранных дел, премьер-министр и депутат парламента уходящего пятого созыва. Он участвовал в парламентских выборах, но не смог пройти во второй тур. Он поделился своими впечатлениями и рассказал о том, как прошли эти выборы, почему он уступил в борьбе более молодым и не имеющим политического опыта кандидатам, дал свой прогноз возможному развитию ситуации, связанной с избранием в парламент экс-президента Александра Анкваба.

Елена Заводская: Сергей Миронович, планируете ли вы принимать участие в выборах на данном этапе? Есть ведь один округ, где назначены новые выборы, вы будете выдвигаться?

Сергей Шамба: Я не только на этих выборах, я вообще уже никогда никуда не собираюсь выдвигаться.

Е.З.: Почему?

Сергей Шамба: «Пришло время смены поколений»
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:18 0:00
Скачать

С.Ш.: Когда я участвовал в президентских выборах, когда выиграл у Анкваба, я занял второе место, было очень много сторонников, которые хотели, чтобы мы создали партию, продолжали наше движение. Но я тогда сказал, что не буду участвовать никогда ни в каких выборах, я – ухожу. И я свое слово держал три года. Но, когда произошли события мая 2014 года, когда сложилась такая критическая ситуация, я не мог оставаться в стороне. Я пришел туда, где собрался народ, и активно включился, когда президент бежал и нужно было принимать какие-то решения. И очень сожалею, что баллотировался, хотя я, как лидер партии, не мог уклониться от этого, нужно было все-таки баллотироваться.

Е.З.: Поделитесь своими впечатлениями о том, как прошли эти выборы. Если можно, дайте какой-то небольшой анализ того, как все это проходило.

С.Ш.: Выборы проходили в острой борьбе. Что нового было на этих выборах? Я увидел большую активность молодых людей. И это понятно, потому что пришло время, наверное, смены поколений. Потому что мы видим, что в большинстве случаев хотят быть депутатами парламента люди, которым уже за 40 лет. Это время, когда уже нужно проявить себя, и они хотят это сделать, поэтому нет ничего удивительного в том, что многие, так сказать, ветераны потерпели поражение, в том числе и я, происходит естественный процесс смены поколений. Другое дело, что есть некоторые опасения о том, насколько подготовлены молодые люди. Ведь раньше была какая-то школа прохождения в депутаты, людей готовили, начиная с комсомола, лидеров выбирали. Я много лет подряд говорю о том, что нужно менять избирательную систему и делать выборы по партийным спискам. Если бы мы в свое время это сделали, у нас бы сложилась уже какая-то политическая система, и мы голосовали бы за партии. А если бы люди голосовали за партии, то партии вынуждены были бы формулировать какие-то понятные четкие цели. А сегодня люди выбирают личности.

Е.З.: На вашем конкретном участке вы были явным политическим тяжеловесом. Но результат таков, что прошли во второй тур врач, который никогда никакой политической активности не проявлял, и спортсмен. Это не единственный участок, где у нас сложилась такая картина. Мне бы хотелось, чтобы вы немножко глубже проанализировали, почему мы имеем такой результат, почему наши избиратели отдают предпочтение малоизвестным людям? Как вы оцениваете тот факт, что вам не удалось собрать необходимого количества голосов?

С.Ш.: Главная причина в том, что пришло время смены поколений. Это связано с тем, что очень многие люди недовольны тем, что происходит в последние десятилетия после войны, и они это связывают с этим старшим поколением. И мы видим, что молодые люди, которые идут в парламент, идут как раз на критике этого старшего поколения. И говорят о том, что старшие не смогли сделать жизнь лучше, а вот они придут и с новой энергией и новым энтузиазмом приступят, и будут улучшения. В этом определенная логика есть, хотя нужно, конечно, понимать, что старшее поколение сделало то, что является самым трудным. Это – создание независимого государства, победа в войне, создание основ демократического государства. Да, теперь пришло время развивать наше государство, сделать его привлекательным. Может быть, здесь нужна энергия молодых для того, чтобы строить молодое государство.

Е.З.: Те результаты выборов, которые у нас сегодня уже есть, – это 12 человек, избранных в парламент. Как вы оцениваете то, что произошло? Есть ли у вас какие-то опасения по поводу будущего нашего парламента?

С.Ш.: Опасения на самом деле есть, потому что это – высший законодательный орган страны, и от того, какие законы там будут приниматься, какая там будет происходить политическая борьба, какие интересы там будут сталкиваться, от всего этого зависит ситуация в нашей стране. Она может заложить основы для будущих проблем. Поэтому, конечно, нужны опытные люди. А я пока вижу мало людей, которые имеют опыт такой работы.

Е.З.: Как вы оцениваете избрание в парламент Александра Анкваба?

С.Ш.: Само появление Александра Анкваба сейчас в Абхазии – это создание новой конфликтной ситуации. И я думаю, что в связи с этим в парламенте и в дальнейшем в нашем государстве и в обществе будет нарастать конфликтная ситуация. В том числе, и в связи с теми целями, которые могут стоять перед новыми политиками. С другой стороны, пока я вижу, что там это самый опытный политический деятель. И, наверное, вокруг него будут группироваться какие-то силы. И те молодые люди, которые не имеют достаточного опыта, они будут выбирать лидеров, к которым можно прислушиваться.

Е.З.: Как вам кажется, у него есть шансы стать спикером? И, если можно, спрогнозируйте, пожалуйста, как будет развиваться у нас ситуация, если Анкваб станет спикером?

С.Ш.: Трудно сказать, но у него есть, конечно, шансы стать спикером. Как он будет действовать, говорить об этом сейчас сложно. Но я предвижу, что в этом случае противостояние между парламентом и исполнительной властью, скорее всего, будет иметь острый характер. Вот почему я и сказал, что само его появление – уже основа для конфликта.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG