Accessibility links

Шестой созыв абхазского парламента: кто есть кто?


Знатоки абхазской «политической кухни» уже подсчитали, что двадцать прошедших в парламент – провластные, девять – оппозиционные...
Знатоки абхазской «политической кухни» уже подсчитали, что двадцать прошедших в парламент – провластные, девять – оппозиционные...

Просматриваю фотопортреты и краткие биографические данные депутатов абхазского парламента шестого созыва. Их список – 34 из 35 – определился, как известно, более недели назад, после повторного голосования в 22 избирательных округах. Еще один парламентарий должен дополнить их после повторных выборов 14 мая в округе №17 (оба кандидата, которые баллотировались в марте, Леонид Лакербая и Леонид Чамагуа, уже вновь выдвинуты инициативными группами). Да еще в Верховный суд была направлена жалоба Кана Кварчия, которого в округе №34 на три голоса, по данным окружной комиссии, обошел Омар Джинджолия. Но в субботу ЦИК зарегистрировал избрание всех названных ранее победителей вторых туров.

Самый молодой из избранных депутатов – 27-летний Лаша Ашуба, родившийся 21 декабря 1989 года выпускник Российской академия народного хозяйства, в прошлом году избранный депутатом Сухумского горсобрания. Это уже, можно сказать, потомственный парламентарий – ведь его отец, Нугзар Ашуба, десять лет был спикером третьего и четвертого созывов абхазского парламента. И это уже вторая подобная династия в Абхазии, вслед за отцом и сыном Кварчия, Валерием и Каном, которые одновременно работали в парламенте пятого созыва.

Шестой созыв абхазского парламента: кто есть кто?
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:22 0:00
Скачать

Кстати, именно Валерий Кварчия стал самым старшим по возрасту в избранном сейчас парламенте. Ему 71 год, родился 10 февраля 1946 года. Работал почти во всех созывах и, как старейший депутат, должен будет вскоре открыть первое заседание первой сессии шестого созыва. Примечательно, что после его победы в повторном голосовании 26 марта одни в абхазском обществе, оппозиционно настроенные, вздохнули с разочарованием (ведь в противном случае, получалось, открывать и вести заседание должен был бы экс-президент Абхазии Александр Анкваб, который, хоть и моложе Валерия почти на семь лет, но тем не менее следующий по возрасту), а другие – соответственно, наоборот, вздохнули с облегчением.

Большинство же избранных парламентариев – в возрасте 30-45 лет. Я насчитал в Народном собрании человек четырнадцать, которые и до этого были известны широкой общественности. Восемь из них, то есть пятая часть, работали в пятом созыве. Всего же изъявило желание вновь избраться 28 человек из предыдущего созыва, то есть почти все, чего раньше, кажется, никогда не было. Но удача сопутствовала только четверти из них, как и в целом среди кандидатов в депутаты этого созыва.

Знатоки абхазской «политической кухни» уже подсчитали, что двадцать прошедших в парламент – провластные, девять – оппозиционные... Не знаю, не знаю, я предпочитаю рассуждать о внутриполитических взглядах только тех упомянутых четырнадцати, которые не раз выражали уже их в публичных выступлениях (да и то в последние лет 15 вспоминаются случаи переходов и перебежек некоторых политиков из лагеря в лагерь), про остальных же думаю, что пока это – «вещь в себе». Вот ведь и после выборов парламента пятого созыва в 2012-м тоже все уверенно говорили, что большинство депутатов там – провластные, но только после 27 мая 2014-го оказалось, что все далеко не так...

Примечательно, что и пять лет назад оппозиционеров (тогдашних оппозиционеров) оказалось в парламенте немного, но все они были известными уже в обществе фигурами. Вот и сейчас в Народном собрании в оппозиционерах числятся Александр Анкваб (российский политолог Сергей Маркедонов отметил, что это первый на постсоветском пространстве случай, когда экс-президент пошел в депутаты парламента), Аслан Бжания, Дмитрий Дбар. Не исключено, что в мае к ним присоединится Леонид Лакербая. Есть еще два-три независимых и критично настроенных к власти депутата, которые, в принципе, при определенных обстоятельствах могут войти с названными в коалицию. Среди провластных же, как отмечали некоторые абхазские эксперты, сопоставлявшие «количество» и «качество» разноориентированных парламентариев, таких политических тяжеловесов, известных ораторов, пожалуй, и не найдешь или почти не найдешь.

Но можно ли сказать, что все депутаты, кто пока не проявил себя в глазах широкой общественности, останутся для нее безликой массой? Нет, конечно; и пятый созыв, в котором для этой самой общественности также было много новых лиц, раскрыл-таки определенное количество интересных и политически весомых фигур. Ну, а то, что в каждом созыве было минимум два-три парламентария, которые так ни разу на сессиях и не «разверзли уста», так это общеизвестный факт. Кстати, об одном таком молчуне, просидевшем в парламенте два созыва, – Тимуре Квициния, писали накануне последних выборов разные абхазские СМИ. А он мог бы попасть и в шестой созыв (говорят, за счет многочисленности в избирательном округе своих однофамильцев), но все же уступил во втором туре Аслану Бжания.

Кстати, насчет фамилий. Запомнилось, как в третьем созыве было двое депутатов с фамилией Гамисония, в четвертом – Агрба, пятом – Кварчия. И в том же пятом созыве не сразу, но после повторных выборов собралось трое депутатов Агрба. А вот сейчас сразу в созыв попало трое Ардзинба. Есть еще по двое с фамилиями Смыр, Джинджолия, Тарба и Кварчия. То есть по числу депутатов с повторяющимися фамилиями новый созыв – рекордный, таковых там набралась почти треть, одиннадцать человек.

Итак, вот они, не известные пока широкой общественности новобранцы законодательного органа – до этой избирательной кампании почти не «светившиеся» в СМИ: 41-летний Гиви Кварчия, работавший главным инженером сухумского домоуправления №5, 33-летний Батал Айба, экономист по специальности, преподаватель Абхазского госуниверситета, три года возглавлявший Собрание Сухумского района, 42-летний хирург Сухумской горбольницы Алхас Джинджолия, 50-летний майор СГБ Ахра Абухба, 49-летний замглавы администрации города Пицунда Беслан Смыр, 31-летний предприниматель Юрий Хагуш, 28-летний директор отеля «Сан Марина» Астамур Аршба, 47-летний замначальника аппарата Собрания Гагрского района Александр Цишба, 54-летний Леван Дащян, работавший первым замглавы администрации поселка Цандрипш, 59-летний замдиректор дома ООО «Самшитовая роща» Дмитрий Ардзинба, 48-летняя заведующая новоафонским филиалом Сбербанка Абхазии Натали Смыр, 30-летний Алмасхан Ардзинба, который был начальником автобронетанковой службы Минобороны, 43-летний замминистра сельского хозяйства Абхазии Ашот Миносян, 41-летний советник президента Абхазии Венор Бебия, 40-летний завотделом администрации Сухумского района Астамур Тарба, 32-летний выпускник АГУ, в прошлом – сотрудник ГСО Инал Тарба, 53-летний участник Отечественной войны народа Абхазии, в прошлом – глава администрации села Бедиа Омар Джинджолия, 34-летний Каха Пертая, который работал прокурором Гальского района…

Вскоре жизнь покажет, кто из них и чем сможет запомниться в истории абхазского парламентаризма.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG