О том, что в Цхинвале появится новая гостиница на месте «Ирыстона», было официально объявлено на прошлой неделе во время визита в республику помощника президента России Владислава Суркова. У многих в городе эта новость вызвала вопросы. Союз предпринимателей Южной Осетии выступил с заявлением, ничего не знают о судьбе здания, числящегося в списке памятников культуры, в Министерстве культуры.
На прошлой неделе во время визита помощника президента России Владислава Суркова обсуждался вопрос строительства в Цхинвале обновленной гостиницы «Ирыстон». Было отмечено, что «этому проекту в России придают большое значение», он привлечет больше туристов и может сыграть немалую роль в оживлении экономических связей с Россией.
Соинвестора представлял министр строительства Эдуард Дзагоев. Им оказался предприниматель из Северной Осетии Вадим Бердиев, который, по словам чиновника, «зарекомендовал себя с положительной стороны. На сегодняшний день на его счету имеются в собственности три гостиницы, рестораны и торговый центр». На проект будет выделено 430 млн рублей, а вклад соинвестора составит всего 30 млн рублей.
Появление в столице Южной Осетии гостиницы высокого класса, способной принять гостей республики, обсуждалось не раз. Однако то, что общественности выдали уже готовый результат, вызвало немало вопросов. Накануне в социальной сети «Фейсбук» Союз предпринимателей Южной Осетии разместил довольно жесткое заявление под заголовком: «Инвестор без инвестиций». Югоосетинские предприниматели интересуются, почему при выборе соинвестора не были проведены конкурс или открытая комиссионная процедура оценки и отбора соинвестора среди желающих и способных участвовать в этом предпринимателей? Почему приезжим предпринимателям предлагаются более комфортные условия софинансирования, чем местным? Ведь, согласно постановлению правительства о мерах поддержки местных бизнесменов в рамках Инвестпрограммы, условием их участия в инвестпроектах ставится 50-процентное софинансирование. И, наконец, почему не проводилось общественное обсуждение вариантов проекта гостиничного комплекса, который будет расположен в центре Цхинвала? Говорит представитель Союза предпринимателей Южной Осетии Михаил Валиев:
«У нас, естественно, возникли вопросы, пояснения которым мы пока не нашли. Потому что, если, по подтвержденным, официально опубликованным данным, это не слухи – что принято решение о строительстве гостиницы стоимостью 430 млн рублей, которые вкладывает государство, а 30 млн – инвестор, то получается, что термин «инвестор» у нас действует непонятно. Инвестор приезжает с деньгами и вкладывает их в экономику, а получается, что наши инвесторы берут деньги у государства. То есть эти шесть процентов (приблизительно), которые вкладываются в проект, не соотносятся с требованиями, которые предъявляются к нашим предпринимателям».
Мало того, продолжает Валиев, «инвестор», который вложит минимум в строительство гостиничного объекта, получает право на аренду здания сроком на 25 лет и будет получать 85% прибыли в ходе его эксплуатации:
«Получается неравнозначная доля и здесь. Если почти все деньги в проект вкладывает государство, то и получать большую часть прибыли должно тоже оно».
Югоосетинское сообщество предпринимателей призывает к диалогу чиновников, чтобы избежать непонимания.
За составлением очередного письма теперь уже новому градоначальнику Алану Кочиеву я застала и начальника отдела охраны памятников культурного наследия Министерства культуры Южной Осетии Нелли Табуеву. По ее словам, еще два месяца назад она обращалась с запросами по поводу строительства или реконструкции гостиницы «Ирыстон» в Министерство строительства и к бывшему премьер-министру Доментию Кулумбегову. Ответа она так и не дождалась, продолжает Нелли Табуева:
«Уже, оказывается, все решено, Министерство культуры не в курсе, нет никакого листа согласования с нами. Почему-то они это считают ненужным, хотя памятники культурного наследия охраняются специальным законом и положениями, прописано это и в Конституции. Более того, уже, оказывается, есть проект строения. На наш отдел возложена охрана этих памятников, и мы будем действовать в соответствии с этими законами. Повторюсь, это объект культурного наследия. Его реестровый номер 1.26. Соответственно, сейчас может произойти элементарное нарушение закона».
Как говорит Табуева, центральная часть города была в свое время распланирована в едином архитектурном стиле, нарушение которого может испортить всю картину. Она говорит, что все последние дни обеспокоенность по поводу строительства новой гостиницы ей выражали цхинвальцы, для которых центр города, его архитектура, дух всегда были чем-то особенным.
Пообщалась я сегодня и с директором гостиницы «Ирыстон» Беллой Плиевой, которая призналась, что слово «сносить» вызывает у многих тревогу:
«Вот будут сюда приезжать туристы, гости, и дай бог, чтобы их было больше. Но чем они обычно интересуются? Историей, историческими памятниками. Новыми архитектурными объектами никого не удивить. Кого мы удивим новыми, современными зданиями? Мы можем удивить их, только рассказывая об исторических событиях. Что-то надо оставить, остальное достроить. Вот тогда нас и оценят. Потому что в нас увидят людей, народ, который ценит свою историю. И нас будут уважать. А если не уважать историю, прошлого, у такого народа никогда не будет будущего».
Плиева считает, что речь может идти только о реконструкции и сохранении внешнего облика исторического здания, которое назвала «частью души Цхинвала».
Согласно плану строительства, уже к ноябрю этого года здание «Ирыстона» будет демонтировано, а полностью переродится в современную гостиницу с президентским номером в конце 2019 года. Парковочным местом обозначено правое крыло старой гостиницы, где сейчас располагается Министерство здравоохранения.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия