Accessibility links

«Мы небрежно относимся к своим талантам»


В республике стало сложно реализовывать важные культурные проекты: представители культуры зачастую не находят понимания и поддержки в чиновничьей среде
В республике стало сложно реализовывать важные культурные проекты: представители культуры зачастую не находят понимания и поддержки в чиновничьей среде

Известный молодой художник Вадим Каджаев дал резонансное интервью одному из югоосетинских СМИ. Выпускник Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры раскритиковал работников Министерства культуры республики. По его словам, у него накипело после организации собственной экспозиции в Цхинвале. По признанию Каджаева, в следующий раз он хорошо подумает, прежде чем выставить свои работы в Южной Осетии.

Интервью Вадима Каджаева в социальных сетях уже назвали лечебной мазью, которая поможет вскрыть нарыв проблем в этой сфере. Художник говорил о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться во время подготовки выставки- экспозиции своих работ в Цхинвале.

«У меня сложилось впечатление, что показ этих картин нужен был только мне. Ощущение такое, как будто это я напросился, чтобы здесь была представлена моя выставка», – сказал он журналисту.

Кроме того, его неприятно удивило и то, что на церемонии открытия выставки с участием югоосетинских чиновников не дали возможности высказаться самим художникам и людям, которые помогали им ее организовать.

«Мы небрежно относимся к своим талантам»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:34 0:00
Скачать

Каджаев раскритиковал и работников Министерства культуры, когда речь зашла об условиях хранения картин осетинских художников в местном музее: «...им выгоднее купить для директора музея «Лексус», чем сделать что-то необходимое для самого музея». По признанию художника, в следующий раз он хорошо подумает, прежде чем выставить свои работы в Цхинвале.

Одним из тех, кто помогал Вадиму Каджаеву «собирать» зал для экспозиции, был его друг и молодой хореограф Коста Джиоты. Джиоты, как и другие люди творческих профессий, вернувшиеся работать в Южную Осетию, согласен с каждым словом Каджаева. По его мнению, в республике стало сложно реализовывать важные культурные проекты. Представители культуры зачастую не находят понимания и поддержки в чиновничьей среде. Продолжает Коста Джиоты:

«В моем понимании мы сейчас Министерство культуры концертов, всяких мероприятий и сентиментальностей. Я не знаю, с чем это связано, от чего это зависит: то ли от того, что аппарат не самый хороший, то ли нет условий или еще чего-то, например, прошло мало времени, но мне кажется, что всем просто все равно. Вот случай с Вадимом. Да, он где-то «выстрелил» – хорошо, мы пришли, дифирамбы ему попели и ушли. И никто не задавался вопросом, что это делалось, зачем это делалось, как это делалось. По факту, я более чем уверен, все думают, что он на этом заработал и уехал».

Мой собеседник делает любопытное сравнение:

«Мы привыкли к тому, что продавцы в магазинах общаются с нами так, будто делают нам одолжение. То же самое у нас и в культуре: ты постоянно что-то должен просить, вымаливать, и в конце концов до тебя должны снизойти».

Известный музыкант, теле- и радиоведущая Инна Гучмазова в беседе с «Эхом Кавказа» говорит: ей обидно, что в Южной Осетии так пренебрегают самыми талантливыми соотечественниками:

«Обидно, что такие талантливые люди не востребованы у нас на родине, тогда как и в Европе он выставляется, и в России выставляется очень успешно. Мы должны были радоваться, что художник такого масштаба у нас выставляется. Даже без его интервью, я наблюдала в те дни, потому что тоже была немного причастна к организации его выставки, – я видела, как этот парень сам мучается. Ему действительно помогли друзья это организовать. Он делал все сам. Хотя это не дело художника – подготавливать такие выставочные залы. Они готовятся к художнику обычно».

Эта проблема возникла не сейчас, говорит Гучмазова. Она напоминает так и не состоявшийся фестиваль оперной певицы Вероники Джиоевой или отношение к музыканту Сослану Кулумбегову, который не раз приезжал в республику. Даже его награждение, когда уже всех «перенаградили», прошло на уровне закулисья. Продолжает Инна Гучмазова:

«Мы как-то очень небрежно относимся к своим талантам.

– Что делать?

– Продолжать работать, не оглядываться на чиновничьи выходки и ждать, когда государство о тебе вспомнит. Мы-то работаем не для чиновников и не для того же Министерства культуры. Мы работаем, потому что не можем без этого жить».

Вадим Каджаев, с которым я пообщалась по телефону, удивился повышенному вниманию к своим словам и назвал их «криком души», ибо «накипело»:

«Я просто не привык молчать и всегда говорю о том, что меня беспокоит. Неужели я первый, кто сказал об этом?! Ведь все знают о проблемах музея и о проблемах культуры, но, видимо, привыкли молчать и стесняться друг друга».

Каджаев назвал свое выступление позицией гражданина, который, как и многие другие, думает о будущем и о том, «что мы оставим в наследство своим детям».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG