Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов провел сегодня первый официальный прием граждан. Накануне пресс-служба президента сообщила, что глава государства встретится более чем с 25 жителями республики, «нуждающимися в скорейшем разрешении личных и профессиональных проблем». Как стало известно, отныне приемных дней будет два в месяц.
Жители Южной Осетии вспоминают, как любил общаться с народом и устраивать расширенные «приемы граждан» экс-президент Эдуард Кокойты. В бытность его президентом, это напоминало шоу: заполненные донельзя людьми концертные залы, вопросы президенту или чиновникам в микрофон от страждущих получить ответы сограждан.
Сразу после инаугурации традицию проведения «приемных дней» продолжил и президент Леонид Тибилов. Его пресс-секретарь Гано Яновская вспоминает, что каждую последнюю среду месяца Тибилов был готов лично выслушать и помочь тем, кто записывался к нему на прием:
«Как минимум 30-40 человека в месяц он успевал принимать. Если у президента бывали какие-нибудь командировки или поездки, то эта приемная среда переносилась на другой день. Людей обзванивали и предупреждали, когда у президента начнется прием. Причем прием граждан он проводил не один: у него бывали руководитель общественной приемной (он обязательно сидел, потому что знал проблемы людей, которые обращались с заявлениями, работал с ними до того, как они попадали к президенту) и начальник Контрольного управления, который потом следил за исполнением поручений президента на приеме. Бывало и так, что люди хотели поговорить с президентом один на один, и тогда все уходили».
Иногда, продолжает Яновская, вопросы действительно не решались до тех пор, пока их не рассматривал сам президент. Неформальные встречи с гражданами Тибилов проводил и по дороге на работу, не доходя до кабинета:
«Многие вопросы решались прямо там, на крылечке, где его каждый раз встречали и после выборов. Вот в период до инаугурации нового президента его встречали. Я знаю, что и сейчас к нему часто обращаются».
Гано Яновская считает, что встречи с гражданами необходимы власти, президент должен быть близок к народу. Другой вопрос, как часто они должны проводиться и какие проблемы на них могут решаться. Зачастую, говорит она, люди обращались с проблемами, которые вполне могли быть решены и без вмешательства главы государства.
Житель Цхинвала Сармат Габарати разделяет мнение тех, кто поддерживает идею проведения «приемных дней» у президента республики:
«Они, конечно, не должны занимать большую часть его времени. Но в нашем обществе, считаю, что это все-таки необходимое отхождение от каких-то идеалов, когда президент должен заниматься только какими-то глобальными вопросами. У нас еще все эти государственные институты, структуры, наверное, не так хорошо сложились, не настолько эффективны, и, к сожалению, пока с самого верха не бывает решения, то на чиновничьих низах или срединных эшелонах власти многие вопросы не решаются. Поэтому вынужденно можно все-таки отвлечь какую-то часть времени президента, чтобы он поспособствовал решению проблем. Плюс и в том, что он получит прямую обратную связь от народа, а не через чиновников.
– Но такие же приемы делал и Леонид Тибилов, тем не менее прошедшие выборы показали, что обратной связи с народом у него не получилось...
– А это уже кто и как делает из такого общения выводы, и оценку будут делать люди на выборах».
Сегодня еще один из моих собеседников, не пожелавший представиться, отметил: «Конечно, неправильно, что прием граждан по самым разным вопросам – от частных до бытовых – ведет президент. У нас давно сложилась порочная практика, при которой глава государства занимается тем, чем должны заниматься его подчиненные, он должен делегировать эти полномочия другим структурам власти. И система эта сложилась уже давно, еще при президенте Кокойты. Вспомните, когда он уезжал из республики, чиновники даже на работу не ходили. «Ничегонеделание» было для них способом отгородиться от его упреков по приезду, ведь инициатива была наказуема, только он должен был решать все вопросы, вплоть до мелких кадровых. Возможно, новая власть начнет ломать эту систему, и Анатолий Бибилов станет тем президентом, который заставит работать свой чиновничий аппарат, привыкший годами перекладывать ответственность на первое лицо республики, а не считать количество граждан на приеме залогом своего успеха у народа».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия