«Грузинская мечта» теряет терпение – замечания, отосланные Венецианской комиссии администрацией президента, вызвали жесткую реакцию правящей партии. Власти Грузии больше не намерены ждать и собираются принять поправки в третьем окончательном чтении уже до конца месяца. Оппозиции остается надеяться лишь на европейских специалистов по конституционному праву и на последний козырь президента – право вето.
Принятие «хорошей Конституции» приоритетнее политического консенсуса – «Грузинская мечта» не намерена идти на уступки оппозиции и президенту и собирается принять в окончательном третьем чтении пакет изменений в основной закон страны. По словам лидера парламентского большинства Арчила Талаквадзе, решение президента Грузии подключиться к реформированию Конституции на последнем этапе привнесло лишь деструктивную составляющую в процесс. Его коллега Гия Вольский был еще более жесток:
«Создание параллельного режима политической жизни похоже на политический демарш. Особенно если президент создает определенную платформу из определенной группы партий, противостоя другой группе партий. Тем более когда с нашей стороны было сделано много чего для достижения консенсуса. Он приблизительно повторяет тему ультиматума, который вызвал срыв процесса переговоров».
Накануне администрация президента переслала Венецианской комиссии, к мнению которой грузинское руководство обещало прислушаться в обязательном порядке, изложенное в письменном виде общее видение главы государства и оппозиционных партий по конституционной реформе. Документ, в частности, предусматривает упразднение мажоритарной системы, снижение избирательного барьера до 3% и сохранение за Советом безопасности статуса конституционного органа. Среди требований также усиление парламентского надзора и независимости судебной системы. Как заявила советник президента Пикрия Чихрадзе, правительство должно проявить политическую волю, а Конституция должна быть разработана на основе консенсуса:
«Всегда можно найти справедливый путь, если есть политическая воля. Главная проблема сегодня – дефицит политической воли. Очень важно, чтобы хотя бы сейчас правящая партия приняла реальность и сделала шаг к консенсусу. Это жизненно необходимо, для того чтобы мы создали действенный документ, способный избавить нас от кризисов, на основе которого наша страна будет жить в долгосрочной перспективе. Иначе это будет одноразовая Конституция, которая будет действовать, пока лишь у власти «Грузинская мечта».
В то же время Чихрадзе считает разговоры о возможном применении Георгием Маргвелашвили права вето преждевременными. По ее словам, глава государства примет решение по этому поводу лишь после действий правящей команды. Но члены большинства в возможность консенсуса с оппозицией не верят и уже готовятся к преодолению президентского вето. Говорит вице-спикер парламента от «Грузинской мечты» Тамар Чугошвили:
«Позиция президента Грузии ясна. Он делает все, чтобы навредить этому процессу. Конечно же, будут изменения редакционного типа. Что касается остального, то это по большей части будет зависеть от оценки Венецианской комиссии. Я думаю, они полностью согласны с текстом и считают его абсолютно грамотным с правовой точки зрения. Мы месяцами пытались достичь соглашения с оппозицией, но, к сожалению, этого не случилось. Поэтому на данном этапе очень сложно сказать, есть ли ресурс для консенсуса».
Представители парламентской оппозиции считают, что несогласие правящей команды со вчерашним предложением президента и оппозиционных партий – знак того, что в итоге будет принята «однопартийная» Конституция, что нанесет серьезный вред демократическим процессам в стране. По словам представителя «Единого национального движения» Романа Гоциридзе, сейчас у «Грузинской мечты» остался последний шанс сделать выбор между диалогом и капризом:
«Обращаюсь к правительству. У вас столько наемных экспертов. Заплатите им побольше, вдруг они скажут пару хороших слов об этой Конституции? Никто не поддерживает ее, кроме одной партии. Потому отправленные президентом замечания (Венецианской комиссии) – компромиссный вариант. Замечаний могло быть еще больше. Это последний шанс для правительства сохранить достоинство и изменить эту негодную Конституцию».
Работа над поправками в Конституцию Грузии началась спустя месяц после того, как правящая партия «Грузинская мечта» выиграла парламентские выборы, получив конституционное большинство. Над проектом работала Государственная конституционная комиссия, большинство членов которой были представителями «Грузинской мечты». Согласно заверению властей, изменения в основной закон страны должны вступить в силу после оглашения итогов предстоящих президентских выборов осенью 2018 года.
Для того чтобы поправки вступили в силу, парламент должен утвердить их в окончательном третьем чтении, и далее проект должен подписать президент. «Грузинская мечта» намерена рассмотреть этот вопрос уже 26 сентября. Таким образом, чтобы договориться, у политических оппонентов осталось меньше недели.