Министр здравоохранения Георгий Тотчиев пообщался сегодня с журналистами в пресс-центре Госкомитета информации и печати. 7 июня этого года его представили коллективу ведомства как нового руководителя. Смена руководства Минздрава Южной Осетии в череде кадровых назначений президента Бибилова привлекла особое внимание населения: качество медицинского обслуживания остается одной и самых болезненных тем югоосетинского общества.
Социальные сети и интернет-сайты, которые освещают жизнь в республике, создавали все эти месяцы достаточно неблагоприятный информационный фон работе министерства. Последний громкий эмоциональный всплеск был связан с перебоями в обеспечении лекарственными средствами льготников и с организацией работы в единственном крупном лечебном учреждении – Республиканской соматической больнице. В пресс-центр министр пришел без опоздания и с готовностью отчитаться за первые «100 дней» своей работы. Первое его заявление обещало сделать пресс-конференцию нескучной для работников СМИ:
«На сегодняшний день здравоохранение находится в глубочайшем кризисе. К сожалению, сегодня не то время, а может быть, и к счастью, чтобы искать виновных. Сейчас нам нужно задуматься над тем, чтобы не упустить время и попытаться выйти из этого кризиса, попытаться найти те нити управления, которые позволят нам за максимально короткие сроки, которые исчисляются не днями, а месяцами упорной работы, которые должны привести к реализации эффекта, изначально определенного задачами, которые были поставлены руководством республики перед Министерством здравоохранения».
Министр сразу оговорился, что точных данных по разным сферам ведомство «на сегодня представить не может, «так как статистические выкладки, на основании которых в любом цивилизованном государстве проводится оценка потребностей, потенциальных угроз и дальше направления развития той или иной сферы деятельности, в том числе врачебной, к сожалению, тоже оказались у нас, в нашем государстве, скажем так, на уровне второстепенном».
По словам Тотчиева, в течение месяца перед аппаратом министерства поставлена задача привести все статистические данные под российские стандартные формы. Логика министра проста – без цифр и данных невозможно заложить бюджет министерства на 2018 год, при нынешних планах он может только расти:
«Нельзя уменьшать расходы, предоставляя качественную медицинскую помощь. И население это должно прекрасно понимать. Поэтому подсчеты, которые ведут к уменьшению средств на содержание, они изначально неправильные. Мы не должны друг друга обманывать, что в связи с вводом суперсовременных возможностей диагностики почему-то вдруг будем экономить средства. Мы, наоборот, будем тратить их на качественную диагностику, но экономить мы будем средства, которые сейчас тратит республика, чтобы пациенты добрались до Москвы и сделали тот же снимок МРТ. Мы будет экономить средства граждан, которые они тратят из собственного кармана, чтобы доехать до Владикавказа, до Нальчика и заплатить за тот же самый снимок».
На днях власти Грузии отчитались о многомиллионных вложениях в медицинское обслуживание жителей Абхазии и Южной Осетии, поэтому вполне логично прозвучал вопрос о том, как быстро закончится кризис в медицине Южной Осетии, а жители республики смогут «забыть» про Тбилиси?
«А зачем забывать? Кто- то пытается повлиять на вашу память? Не надо забывать. Надо заострять память свою и сравнивать качество помощи в том же самом Тбилиси с тем качеством, которое будет в Цхинвале. Вот когда у вас будет положительный опыт общения с врачами в Цхинвале, вы сами перестанете ездить в Тбилиси. Вопрос не стоит таким образом, как вы его представляете. Мы сейчас говорим о том, что предотвратить или заставить потенциальных пациентов отказаться от поездки в Тбилиси, в Москву, в Израиль. Что, мы будем заниматься глупостями сейчас? Да невозможно это! У людей, которые имеют загранпаспорт, есть возможность беспрепятственного пересечения границ и решения проблем своих, где угодно. Мир сейчас открыт, эпоха глобализации. Мы затронули тему другую: почему это происходит в тех местах, которые закрыты для пересечения границы? Да потому что мы на сегодня не в состоянии оказать помощь этим гражданам. И возникают экстренные условия, когда нам, дорожащим жизнью каждого гражданина, приходится посредством миссии Красного Креста прибегнуть вот к этой исключительной мере. Вынужденной мере».
Министр Тотчиев был многословен, при этом деликатен, пытался даже шутить. Легко согласился на сотрудничество с местной государственной радиостанцией «Ир», которая предложила ему время в эфире:
«Я готов начать, но вот что больше всего нас волнует? Это слухи. Вот вчера Петр Леонидович (спикер парламента) поделился со мной слухами, что якобы очередников на ЭКО я отсылаю в клинику своего отца. Мой отец, слава Богу, не имеет никакого отношения к медицине. Ходят слухи – давайте! Радио – это супер!»
Не растерявшись, журналисты тут же предложили министру и название будущей передачи – «Вопреки слухам».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия