Accessibility links

«Грузинская мечта» против всех-всех-всех


Накануне вечером глава государства отказался подписать редакцию основного закона страны, подготовленного правящей партией
Накануне вечером глава государства отказался подписать редакцию основного закона страны, подготовленного правящей партией

Вето президента Грузии Георгия Маргвелашвили на конституционные поправки в основной закон страны поддержал весь оппозиционный спектр. Тем не менее «Грузинская мечта» не намерена учитывать мотивированные замечания президента. Конституция, отмечают в правящей партии, будет принята несмотря на вето главы государства.

Президентское вето не поможет – «Грузинская мечта» намерена принять поправки в Конституцию Грузии несмотря ни на что. Накануне вечером глава государства отказался подписать редакцию основного закона страны, подготовленного правящей партией, и отправил парламентариям свои мотивированные замечания. По мнению Георгия Маргвелашвили, упразднение системы бонусов, разрешение на создание избирательных блоков на парламентских выборах 2020 года, а также предложения, связанные с Конституционным судом и свободой вероисповедания, соответствуют инициативам «Грузинской мечты» и обязательствам перед Венецианской комиссией.

«Грузинская мечта» против всех-всех-всех
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:21 0:00
Скачать

Но вместе с тем президент предусмотрел и те вопросы, по которым не удалось достичь согласия с правящей командой. В частности, по предложению главы государства переход на полностью пропорциональную систему должен произойти с 2020 года, а не с 2024-го, как это планировала «Грузинская мечта». Еще одним камнем преткновения стал вопрос выборов президента. Сам Георгий Маргвелашвили поддерживает сохранение прямого всеобщего голосования:

«В этом вопросе я также решил быть жестким и отложить обсуждение, так сказать, на будущее».

То есть вернуться к этому вопросу предлагается после того, как в Грузии будет сформирован двухпалатный парламент, что, по Конституции, возможно только после восстановления территориальной целостности страны.

Комментируя решение президента, председатель парламентской фракции «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе заявил:

«Тем самым он (Маргвелашвили) отказался от последнего шанса внести позитивный вклад в успешный процесс конституционной реформы, который признан грузинским обществом, признан Венецианской комиссией. Результат будет таким, что мы преодолеем вето».

А это, как отмечает парламентский секретарь президента Анна Долидзе, означает, что Конституция будет принята в первоначальном варианте, без учета тех компромиссов, на которые была готова «Грузинская мечта»:

«К сожалению, согласно процедуре, из представленных шести вопросов большинство должно учесть все шесть. Если нет, то оно преодолеет все эти мотивированные замечания, что по факту будет означать упущенную возможность получить из однопартийной Конституции законодательный документ многопартийного согласия».

На деле же многопартийность проявилась в том, что весь оппозиционный спектр поддержал решение президента. Говорит один из лидеров «Европейской Грузии» Гига Бокерия:

«Это вето отражает полнейший консенсус всего оппозиционного спектра Грузии и общества. К сожалению, у нас нет оснований надеяться, что команда Иванишвили проявит здравый смысл. Несмотря на это, мы еще раз должны призвать их не вступать в противостояние со всем грузинским обществом и политическим спектром».

Сожалеют о таком исходе конституционного противостояния и в представительстве Евросоюза в Грузии. Как говорится в распространенном сегодня специальном заявлении миссии, «Венецианская комиссия разочарована отсрочкой введения исключительно пропорциональной избирательной системы и тем, что конкретные рекомендации по вопросам свободы религии и в сфере правосудия не были учтены». Представительство ЕС призвало всех политических игроков продолжить совместную работу для завершения процесса принятия новой Конституции. Впрочем, в правящей партии позицию Брюсселя предпочли не заметить. Говорит член «Грузинской мечты» Нукри Кантария:

«Тогда весь мир должен отказаться от мажоритарной системы, хотя мы знаем, что во многих демократических странах действует исключительно мажоритарная система. Так что будет неправильно, если это станет поводом придраться к Конституции».

Но, по мнению конституционалиста Котэ Чокорая, неправильно повела себя именно правящая партия:

«У президента не было другого выхода, потому что, если бы он учел замечания большинства, мы опять получили бы Конституцию, не обладающую политической легитимацией. Сейчас шанс есть, но, как видно, большинство вновь сделает неверное решение и примет единоличную Конституцию».

Схожего мнения придерживается и другой эксперт, член конституционной комиссии, которая работала над внесением поправок в основной закон страны, Вахушти Менабде:

«К сожалению, грузинский политический спектр не пришел к согласию по этому вопросу. Да, это будет документ, у которого есть поддержка 113 депутатов (из 150), но, к сожалению, это всего одна политическая команда».

Как отмечают специалисты, в нынешнем варианте документа очень много спорных пунктов и в отсутствие консенсуса Конституция не будет иметь должной легитимации.

XS
SM
MD
LG