Accessibility links

Трудности лова рыбы в Абхазии


В селе Ачигвара в 2016 году открылось «Сухумское рыболовецкое хозяйство №1», директором которого является Руслан Порцхол-Оглы
В селе Ачигвара в 2016 году открылось «Сухумское рыболовецкое хозяйство №1», директором которого является Руслан Порцхол-Оглы

Министерство сельского хозяйства Абхазии организовало для журналистов пресс-тур по рыбоперерабатывающим предприятиям Очамчырского района. Журналисты посетили четыре завода, которые перерабатывают хамсу на рыбную муку и рыбий жир. Производители сырья рассказали об особенностях нынешней путины и проблемах лова хамсы в территориальных водах Абхазии.

Всего в Республике Абхазия работают шесть рыбоперерабатывающих предприятий, четыре из них – в Очамчырском районе, два – в Сухумском. Все предприятия являются совместными абхазо-турецкими, все они создавались благодаря инвестициям граждан Турции. На них установлено современное оборудование, абхазские рыбопромышленники утверждают, что такого нет даже в России. Цикл переработки рыбы – закрытый и не дает вредных выбросов. Самое неприятное – это запах, но на всех Очамчырских предприятиях установлены современные системы его устранения.

Переработка рыбы в Абхазии в послевоенные времена началась не так давно. Старейшее из четырех предприятий Очамчырского района ООО «Хамса» было создано на территории Очамчырского морского порта в 2007 году. За десять лет работы предприятие окупило затраты и до последнего времени было прибыльным, его генеральным директором является Анатолий Ашуба. На предприятии работают 32 местных жителя и 13 турецких сотрудников.

Трудности лова рыбы в Абхазии
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:17 0:00
Скачать

В 2011 году в поселке Скурча открылось совместное предприятие ООО «Апсыдзбад-бек», его директор – Батал Авидзба, на предприятии 22 рабочих места. Оно было построено на территории советского рыбколхоза, который начал свою работу в 1937 году, а с развалом Советского Союза совсем захирел. После открытия завод прошел реконструкцию. Недавно сюда приезжали предприниматели из Петропавловска-Камчатского, чтобы посмотреть, как работает новое оборудование.

В селе Ачигвара в 2016 году открылось «Сухумское рыболовецкое хозяйство №1», его директором является Руслан Порцхол-Оглы. На предприятии работает 21 человек. Оно находится в 42 км от Очамчырского морского порта, и для хозяйства большой проблемой является доставка рыбы, поэтому в 2017 году был построен собственный причал. Правда, к нему могут подходить рыболовецкие сейнера только при волнении моря не более двух баллов. Такие условия бывают примерно 10 дней в каждом месяце, но и это является большим подспорьем для предприятия, так как серьезно сокращает их расходы по транспортировке рыбы.

И четвертое предприятие СП «Абхазморпром» находится в селе Маркула, открылось тоже в 2011 году, его возглавляет Темур Логуа. На предприятии на двух линиях работают 35 местных жителей и 13 граждан Турции, его мощность – 800 тонн рыбы в день, примерно такая же, как и у всех остальных. В нынешнюю путину предприятию была выделена квота в размере 3400 тонн, выловлено 2500 тонн, произведено продукции около 150 тонн.

Производственная линия завода
Производственная линия завода

В результате беседы с директорами и сотрудниками предприятий, а также с представителями Министерства сельского хозяйства удалось прояснить нынешнее состояние рыбодобывающей и перерабатывающей отрасли.

Основная промысловая рыба в абхазской акватории, присутствие которой позволило создать рыбную отрасль, – это черноморская хамса. В прошлые годы в территориальные воды Абхазии заходила более крупная азовская хамса, которая исчезла сразу после начала строительства моста через Керченский пролив в Крыму. Абхазские экологи связывают исчезновение азовской хамсы с началом работы тяжелой техники в крымской акватории. Впрочем, азовская хамса не определяла качество нашей путины, она, по оценкам рыбаков, составляла до 20 процентов улова.

Вот что рассказал о работе своего предприятия директор ООО «Апсыдзбад-бек» Батал Авидзба: «Чтобы наше предприятие было рентабельным, надо переработать минимум семь тысяч тонн рыбы. Сегодня мы открыли предприятие на 3400 тонн, добавили еще 600 тонн, вот у нас всего квота 4000 тонн при рентабельности не менее семи тысяч тонн. Мы рассчитываем хотя бы быть рентабельными. Все зависит от наличия рыбы, от того, как путина пройдет. Если сравнить с предыдущим годом – катастрофа! Мы в путину 2016-2017 года переработали 1400 тонн. Излишнее количество кораблей создает ситуацию, когда рыба сюда не заходит, надо ограничивать количество кораблей, потому что у нас всего 160 км, где можно ловить. Количество кораблей определила российско-абхазская Межправкомиссия, в ее решении записано, что у нас совместно с россиянами лов осуществляют 20 кораблей, 14 кораблей с абхазской стороны и шесть кораблей с российской».

Все рыболовецкие сейнера, которые ловят рыбу для абхазских предприятий, турецкие, их фрахтуют на время путины.

Межправкомиссия рекомендует, какую квоту установить, а кабинет министров Абхазии на основе этих рекомендаций принимает соответствующие нормативные документы. В нынешнюю путину установлена квота на вылов хамсы в объеме 20 тысяч тонн на все абхазские предприятия.

Представители руководства абхазского Министерства сельского хозяйства говорят о том, что в Черноморском бассейне три лидирующие в ловле хамсы страны: Турция, Грузия и Украина. Турция в прошлом году выловила более 200 тысяч тонн хамсы, Грузия – около 120 000 тонн, Украина – около 50 000 тонн, Россия – в акватории Крыма примерно и в Абхазии около 40 000 тонн. Болгария и Румыния прекратили лов по требованию Евросоюза и получают за это компенсаторные выплаты.

Ситуацию пояснил министр сельского хозяйства Даур Тарба: «Если, например, россияне нам говорят, совместная комиссия приходит после переговоров к тому, что устанавливает определенные квоты, но относительно других государств никаких квот нет. В отношении Грузии, Турции квота не определена, когда все страны Черноморского бассейна договорятся, если такое возможно, и установят каждому квоту, чтобы сохранить в дальнейшем популяцию этой рыбы, тогда к чему-то можно прийти. А то нам одним, абхазам, устанавливают квоту, а остальные вылавливают без квоты, без всякого ограничения. А, извините, если мы так бесконтрольно будем вылавливать, Абхазия вылавливает мизерное количество, но остальные государства бесконтрольно будут вылавливать, то через пять-десять лет этой хамсы вообще не будет!»

Обычно путина в Абхазии начинается в декабре и заканчивается в марте. Эти четыре месяца являются очень важными для абхазских рыбопромышленников. Путины предыдущих годов вплоть до 2015-2016-го были весьма успешными для Абхазии. В частности, в путину 2015-2016 года всеми абхазскими предприятиями было выловлено и переработано около 60 000 тонн хамсы. Но уже в следующем 2016-2017 году добыча хамсы в Абхазии просто обрушилась с 60 000 тонн до 11 000 тонн. И если в благополучном 2016 году четыре рыбзавода внесли 115 млн рублей в виде налогов в республиканский и Очамчырский бюджеты (по 50%), то в 2017 году эта цифра была почти в десять раз меньше.

По мнению рыбаков, путина 2017-2018 года не особенно благополучная, ненамного лучше, чем в прошлом году. На данный момент всеми предприятиями выловлено около 10 000 тонн рыбы. Последние две недели заводы стоят в ожидании рыбы.

Сонер Гогуа
Сонер Гогуа

Соучредитель СП «Абхазморпром» Сонер Гогуа ответил на вопрос о том, почему так резко сократилось количество хамсы в абхазской акватории: «К сожалению, месяц тому назад российские пограничники начали военные учения именно в том месте, откуда к нам идет рыба. Это нам очень помешало. Вы понимаете, что такое для рыбы взрыв в море? Когда на земле стреляют, мы здесь очень чувствуем, а когда в море стреляют каждый день, причем не один, не два взрыва бывают в море именно в тот период, когда рыба идет к нам из Грузии. Какой в этом смысл? Мы не понимаем. Можно же военные учения отложить на те два месяца, когда рыбная отрасль дает огромные деньги для нашего бюджета? Или можно их временно перенести туда, где нет рыбы? А у нас учения начинаются именно в рыбный сезон.

Е.З.: А вы пытались вести переговоры, договориться с российскими военными?

С.Г.: Ежедневно пытаемся…

Е.З.: И что вам отвечают?

С.Г.: Сегодня решим, завтра решим… Здесь представители Министерства сельского хозяйства, в которое мы ежедневно обращаемся, но этот вопрос мы целый месяц решить не могли. Сегодня, кажется, удалось договориться с русскими военными, что в этот период не надо вести учения. Во-первых, во время учений туда не пускают турецкие сейнера, и, во-вторых, когда постоянные взрывы в море, как к нам рыба попадет?»

В Абхазии создана Ассоциация рыбопромышленников. Ее представители рассказывают о том, что продукция трех из шести абхазских рыбоперерабатывающих заводов (рыбий жир и мука) завоевала золотые медали на выставке «Золотая осень» в Москве. Несмотря на то что продукция сертифицирована в России, имеет отличное качество и Россия в ней нуждается, вывозить ее туда не удается, российский рынок для нас закрыт, поэтому большую часть забирают инвесторы предприятий.

Есть, по их словам, еще одна серьезная проблема: российские пограничники установили пятимильную буферную зону (8 километров) от границы с Грузией и не разрешают в этой зоне ловить рыбу. Такой буферной зоны у Грузии нет, и четыре грузинских предприятия ловят здесь без всякого ограничения рыбу. По последним данным, они выловили уже около 80 000 тонн хамсы. Абхазские рыбаки утверждают, что в этой зоне концентрируются большие косяки хамсы, которые им не доступны. Они говорят о том, что если бы эту буферную зону сократили хотя бы на одну милю (полтора километра), это могло бы существенно увеличить вылов рыбы, однако договориться не удается.

Для рыбопромышленников Абхазии очень остро стоит вопрос закона о рыболовстве. Вся отрасль регулируется общими положениями и правилами, но им самим и инвесторам нужен закон, в котором будут прописаны четкие и ясные правила и гарантии. Министр сельского хозяйства Даур Тарба заверил, что закон написан, проходит стадию согласования, в ближайшие полгода должен поступить в парламент.

Такие вот трудности лова рыбы в Абхазии. Несмотря на проблемы, абхазские рыбопромышленники не теряют оптимизм. Они надеются на то, что рыба все-таки к нам придет, и они за два месяца наверстают упущенное.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG