Президент Грузии Георгий Маргвелашвили сегодня заявил, что мечтает о встрече с президентом России и даже готов диалогк ней. Но у него есть несколько условий.
Заурядная на первый взгляд встреча президента Грузии Георгия Маргвелашвили со студентами Тбилисского госуниверситета всколыхнула общество. Один из студентов поинтересовался, что думает «такой опытный политик», как президент, об отношениях с Россией. Студент спросил, президент ответил:
«Я мечтаю о том времени, когда поговорю с лидером России, исходя не из его имиджа, а из интересов какой-нибудь российской семьи, к примеру, в Перми, Москве или в Петербурге. Если из этого будет исходить и российский лидер, мы упорядочим наши отношения. Это называется современной формой диалога, так разговаривает со мной, например, президент Польши. Он не разговаривает со мной «посмотри, какой я, выйду отсюда, стукну кулаком». Он говорит, как можно сделать так, чтобы совпали интересы польского и грузинского народов».
Далее президент Георгий Маргвелашвили назвал условие, при котором сбудется его мечта:
«Мы предлагаем (РФ) добрососедство с той минуты, как вернутся оккупированные территории Грузии».
Маргвелашвили считает правильной политику «Грузинской мечты» вести «рациональный диалог» с Россией. Ведь, по его наблюдениям – и тут он сослался на итоги соцопросов последних лет, – все больше жителей Грузии выступают за стабилизацию отношений с Россией:
«Грузинское общество готово для переговоров с Россией. Я тоже готов».
Размышления президента Маргвелашвили со студентами вызвали ажиотаж в политических кругах. В стане «мечтателей» отметили, что президент все эти годы не поддерживал инициативы правительства. Некоторые в очередной раз узрели в словах президента его будущие политические амбиции.
Между тем глава грузинского государства удостоился упреков и от большинства оппозиционеров. Вот что сказал лидер «Европейской Грузии» Давид Бакрадзе:
«Можно мечтать о том, когда изменится президент Путин и когда он постарается наладить нормальные отношения с соседями, но наш путь нормализации отношений с Россией связан с максимальным вовлечением наших зарубежных партнеров в процесс деоккупации и их участием в санкциях против России».
«Политической ошибкой и дипломатическим безрассудством» назвала слова президента Маргвелашвили лидер внепарламентской партии «Демократическое движение – единая Грузия» Нино Бурджанадзе. Она напомнила ему упущенный шанс, когда еще пять лет тому назад сам Путин предложил Маргвелашвили встретиться, а он отказался.
Во второй половине дня администрации президента пришлось уточнить, что президент имел в виду. Его советник по международным вопросам Тенгиз Пхаладзе выразил недоумение из-за возникшего ажиотажа:
«Президент пять лет говорит о том, что Россия должна признать ошибки и вернуться на путь рациональных переговоров. Я не знаю, почему это сегодня стало открытием».
Но вот кто похвалил президента за мечту поговорить с лидером России, так это «Альянс патриотов». Говорит лидер фракции Георгий Ломия:
«Хорошо, что он (президент) готов встретить Владимира Путина и обсудить те проблемы, с которыми мы живем уже 27 лет. Какими будут итоги и какие политические дивиденды получит Маргвелашвили, я не знаю, и не знаю, готовится ли он к президентским выборам и увеличит ли он этим число своих потенциальных избирателей. Но диалог (с Россией) нужен».
Тем временем, пока президент мечтает, «патриоты» делают. Сегодня депутаты Ада Маршания и Нато Чхеидзе отбыли в столицу России, по их словам, для важных встреч и решения вопроса по делу Арчила Татунашвили. В стане «Мечтателей» от московского вояжа «патриотов» открестились.
«Таким визитам мы не придаем официального статуса. Кто уедет, приедет – это все свобода самовыражения. Пусть они сами берут свою часть политической ответственности», – заявил один из лидеров «Грузинской мечты» депутат Леван Гогичаишвили.
Большинство грузинских наблюдателей считают мечту Маргвелашвили несбыточной. Некоторые из них обратили, впрочем, большее внимание на слова президента о том, что в Грузии все больше граждан смотрят в сторону Москвы. Эту тенденцию они объясняют усилением российской пропаганды. О нем подробно рассказывается в обнародованном 15 мая исследовании «Антизападная пропаганда» Фонда развития СМИ. Автор доклада Тамар Кинцурашвили указывает на смену тактики российской пропаганды в Грузии:
«В 2017-м на переднем плане оказались вопросы внешней политики, ее поляризации. Стали более явными сигналы против США, НАТО, ЕС. Вопрос этнической, религиозной, гендерной идентичности отходит на второй план. Это указывает на то, что опасность утери идентичности была тактическим шагом, а стратегической и главной задачей российской пропаганды остается демонизация стратегических партнеров Грузии – НАТО, США и Евросоюза».