В Грузии начался набор в резервную службу. Он будет проходить на добровольной основе.
Свою неэффективность военный резерв Грузии продемонстрировал еще в августе 2008 года. Об этом говорят и специалисты в оборонной сфере, не скрывают это и в профильном министерстве. Прошедшие такую службу тогда показали, что были не готовы участвовать в боевых действиях, а зачастую даже были помехой для опытных военных. Разговоры о необходимости создания эффективной резервной службы не завершались до самого 2015 года, когда и началась разработка ее новой концепции. В августе был запущен пилотный проект. Резервисты ежегодно будут проходить сборы, которые продлятся несколько недель в году, а призваны на постоянную службу они будут лишь в случае необходимости, к примеру, в ходе боевых действий. Набор желающих будет осуществляться на добровольной основе, заявил в интервью информационному интернет-агентству interpressnews заместитель главы Генерального штаба ВС Грузии Шалва Джабахидзе:
«В территориальный резерв будут приняты люди, имеющие воинское звание, в том числе и капитаны из Кахетии, Аджарии и Гурии, будут приняты люди, прошедшие обязательную военную подготовку от 19 до 50 лет. С ними будет подписан пятилетний контракт, и их зарплата составит 20% от ежемесячного оклада, в зависимости от звания. Рядовые ежегодно будут получать 3350 лари, а капитаны и лейтенанты – 4300 лари».
Резерв будет разделен на три категории: опытные военнослужащие, которые в случае начала боевых действий примут в них непосредственное участие; люди, которые в случае боевой необходимости займутся разного рода помощью вооруженным силам, и специальный резерв, который будет состоять из представителей разных профессий, к примеру, специалистов по кибербезопасности. Необходимость в них возникла еще в 2008 году, когда на разные ведомства и объекты в Грузии осуществлялись кибератаки, говорит главный редактор независимого военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили:
«Мы уже узнали – и в 2008-м году, и после, что война ведется не только на поле с применением самолетов и танков, но и в киберпространстве. Даже НАТО не было подготовлено к тому, чтобы отражать подобные кибератаки, поскольку это новая разновидность войны. Так что к этому нужно готовиться».
Набор резервистов будет проводить специальная комиссия Минобороны. Желающие попасть на службу пройдут физическую, психологическую и медицинскую проверки, а также собеседование. За год на резервную службу будет принято 336 человек, восемь из них – в специальный резерв. С 15-го же октября начнется их военная подготовка.
Прошлые попытки создать резерв вооруженных сих Грузии провалились во многом из-за того, что власти «гнались за его многочисленностью», не обращая внимания на качество подготовки резервистов, отмечают многие специалисты в оборонной сфере. Сейчас же, напротив, силовые структуры планируют сделать акцент на подготовке, однако количество резервистов, которых готово принять государство, слишком мало, что представляет серьезную проблему, считает военный эксперт Амиран Салуквадзе. Принять больше резервистов не представляется возможным из-за незначительного бюджета, и в такой ситуации остается лишь гадать, когда у Грузии соберется полноценный резерв. Сомневается в том, что новая программа резервной службы будет эффективнее предыдущих, и военный эксперт Вахтанг Маисая:
«У нас нет общего видения стратегической обороны, а без него все подобные эксперименты приводят к плачевным результатам. Это непродуманная и необработанная концепция, и я очень сомневаюсь, что даже такой вид резерва даст какой-то позитивный эффект».
Тестирование же пилотной программы резервной службы продлится до 2020 года, заявили в Минобороны, после чего она будет задействована в полной мере.