Грузия уже почти месяц не может определиться, кто станет председателем Верховного суда после внезапной отставки руководителя инстанции Нино Гвенетадзе. По действующей Конституции этим вопросом должен заниматься президент, но Георгий Маргвелашвили не торопится брать на себя всю ответственность. Времени на принятие решения остается все меньше.
Георгий Маргвелашвили должен вспомнить телефонный номер Бидзины Иванишвили – ситуация вокруг вакантной должности председателя Верховного суда дошла до того, что без консенсуса этих двух политических фигур Грузия не получит эффективного председателя одной из самых важных для государства структур. С таким призывом выступил бывший председатель парламента, а ныне лидер «Движения строительства» и кандидат в президенты Давид Усупашвили. По мнению политика, односторонние старания президента в этом направлении без участия правящей партии и ее председателя ни к чему не приведут:
«Потому что большая часть общества по-разному воспримет даже одну и ту же кандидатуру. Если один и тот же «хороший» юрист будет избран на эту должность по ныне существующему порядку, он приступит к делу как «очень хороший» председатель; если же он будет избран позднее по новым правилам, то он приступит к делу как «плохой» председатель. Понятно, что в первом случае легитимация председателя Верховного суда будет основываться на двух политически разделенных институтах, а во втором случае – он облачится в мантию фаворита правящей команды. Поэтому, если нужно, Маргвелашвили должен вспомнить номер телефона Иванишвили и, если нужно, Иванишвили должен прервать отдых для содействия процессу».
Дело в том, что до ноября 2018 года, то есть до вступления в силу конституционных изменений, кандидатуру на должность председателя Верховного суда на утверждение парламенту представляет президент. После же вступления в силу изменений, если до тех пор этот вопрос не будет решен, нового председателя Верховного суда выберут из его действующих членов, а на утверждение парламенту его кандидатуру представит Высший совет юстиции.
Но президент не торопится с выбором. Более того, глава государства попытался разделить ответственность с неправительственным сектором. 20 августа состоялась встреча, на которой Георгий Маргвелашвили призвал профильные НПО объединить усилия:
«Я собрал вас для того, чтобы мы смогли договориться по кандидату, который будет с высокой квалификацией, моралью, будет обладать сильной волей, чтобы смог осуществить реформу в этой сложной системе».
Договориться не получилось. Полуторачасовой разговор за закрытыми дверями закончился ничем. Президент от комментариев воздержался. В неправительственном секторе, тоже не раскрывая особых подробностей, сообщили, что формат выбора кандидатуры председателя Верховного суда, предложенный Маргвелашвили, для него неприемлем. Говорит руководитель Центра обучения и мониторинга прав человека Софо Вердзеули:
«Президент предложил, чтобы кандидат на пост председателя Верховного суда был отобран группой профессионалов. Но, учитывая временной фактор и другие вопросы, обсуждение этого формата является нецелесообразным. Мы готовы обменяться с президентом мнениями по любому конкретному кандидату в любом формате, но кандидата должен представить сам президент».
Такой же позиции придерживается и директор НПО «Международная прозрачность – Грузия» Эка Гигаури:
«Отбор кандидатуры на пост председателя Верховного суда является прерогативой президента, и именно он должен взять на себя ответственность за того человека, который будет представлен на рассмотрение парламента».
Свой отказ представители неправительственного сектора объяснили тем, что до вступления в силу конституционных поправок осталось слишком мало времени, чтобы все участники предложенного президентом формата смогли прийти к консенсусу.
В правящей партии поспешили вставить свои пять копеек – по словам вице-спикера парламента Тамар Чугошвили, именно из-за неясности президентского видения формата «Грузинская мечта» отстранилась от консультаций:
«Мы ждали, и страна нуждается в том, чтобы процесс проходил с большей ответственностью, серьезностью и таким образом, чтобы в этом процессе произошла бы некоторая консолидация... У нас нет больших ожиданий, что в результате будет представлен наилучший кандидат».
К консультациям с целью отбора кандидатуры на пост председателя Верховного суда Грузии администрация президента приступила 6 августа. Должность стала вакантной второго числа этого месяца, после того, как председатель высшей судебной инстанции Нино Гвенетадзе ушла в отставку. Официально – по состоянию здоровья ().