Адвокаты двух осетинских контрактников, Арсена Сланова и Зелима Албегова, осужденных за нападение на офицеров, подали апелляционную жалобу в Ростовский военный суд.
Напомню: 4 сентября Владикавказский гарнизонный военный суд под председательством судьи Ивана Калиты признал сержантов-контрактников, проходивших службу на 4-й военной базе, виновными в нападении на капитанов Богдана Патыка и Антона Зайнутдинова и приговорил сержанта Арсена Сланова к полутора годам колонии поселения, а сержанта Зелима Албегова к трем с половиной годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Защита с приговором не согласилась, все обстоятельства дела указывают на обратное: что это офицеры избили сержантов и сами же обвинили их в нападении. В минувшую пятницу сторона защиты подала апелляционную жалобу в Ростовский военный суд. По словам общественного защитника, юриста Валерия Гаглоева, они настаивают на отмене приговора и новом рассмотрения дела, но в ином составе. Говорит Валерий Гаглоев:
«Мы считаем, что законность состава суда под вопросом. Судья был заинтересован в исходе дела, на что мы неоднократно обращали внимание. У нас свидетель был допрошен в зале суда, который показал, что видел, как судья и государственный обвинитель обсуждали рассматриваемое дело. Мы также не согласны с порядком рассмотрения наших ходатайств о признании ряда доказательств недопустимыми. Судья их рассматривал одновременно с вынесением приговора в совещательной комнате.
– Этого нельзя было делать незаконно?
– Конкретно закон не говорит, что этого делать нельзя. Закон говорит о том, что каждое ходатайство рассматривается непосредственно после его заявления. Но судья Иван Калита сначала огласил приговор и только после этого – постановление об отказе в удовлетворении ходатайства. И мы не знаем, что он сделал сначала – рассмотрел наше ходатайство либо сначала вынес приговор, а потом уже подогнал под него ходатайство, что недопустимо.
– Вы говорите о недопустимых доказательствах. О чем конкретно идет речь?
– Прежде всего, показания главного свидетеля обвинения Андрея Катрича на предварительном следствии, потому как в суде он заявил, что давал ложные показания против подсудимых сержантов под давлением следователей и командиров. Также показания капитана Богдана Патыка Он также изменил показания на суде, заявив, что ни Сланов, ни Албегов не наносили ударов капитану Зайнутдинову. И, кроме того, он является заинтересованным лицом. Мы против протокола медицинского освидетельствования, по которому Зелим Албегов якобы находился в состоянии алкогольного опьянения – там нарушен порядок освидетельствования и, кроме того, не было полномочий у лиц, которые проводили освидетельствование. В деле много всего, на что мы обратили внимание в нашей апелляционной жалобе.
– Где сейчас находятся Арсен Сланов и Зелим Албегов?
– Арсен Сланов на свободе – он должен будет сам отправиться в колонию-поселение, когда приговор вступит в силу, а Зелим Албегов сейчас находится под стражей».
Дело «офицеры против сержантов» получило громкий общественный резонанс.
Волонтеры в пятнадцати городах России собрали более пятидесяти тысяч подписей под петицией к Владимиру Путину в защиту сержантов.
С родителями осужденных встретились губернатор РСО-Алания Вячеслав Битаров, депутат Государственной Думы от РСО-Алания Зураб Макиев и сенатор Арсен Фадзаев. Все трое пообещали принять участие в судьбе осужденных. Вячеслав Битаров обсудил эту ситуацию с Уполномоченным по правам человека в России Татьяной Москальковой, после чего омбудсмен обратилась в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить обоснованность приговора Зелиму Албегову и Арсену Сланову.
Татьяна Москалькова также пообещала внимательно следить за делом и направить своего представителя при обжаловании приговора. По мнению председателя комитетов солдатских матерей Валентины Мельниковой, родители сержантов и все, кто старался привлечь общественное внимание к этой истории, сделали все правильно:
«Давно таких громких историй не было, потому что еще два года назад не было такого бардака – в принципе не было. А сейчас у меня похожая история в Центральном округе. Но там мальчишки вовремя ко мне обратились, еще до мордобоя и всего прочего…
– Как, по-вашему, нет перебора в этих действиях по привлечению общественного внимания, чиновников, депутатов?
– Нет, никакого перебора. В таких делах чем больше шума, тем лучше и полезнее, чтобы не было других таких историй, и чтобы ребятам не было наказаний за то, чего они не делали».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия