– Расскажите о своих впечатлениях перехода российско-абхазской границы за последние годы, вы замечаете какие-то изменения?
Никита: Я перехожу границу всего лишь второй год, и никаких различий по сравнению с прошлыми годами я не увидел. Обычно рано утром там большие очереди. Но если попасть вовремя, то можно спокойно перейти границу всего за пару минут.
– Вовремя – это когда?
Никита: Если совсем рано утром. А так обычно километровые очереди, и приходится очень долго стоять. То есть очень много туристов приезжает, ближе к осени, зиме все равно их очень много.
– Приблизительно сколько времени вы стоите в очереди?
Никита: 10-15 минут. Самое короткое – это минуты две.
– Есть разница на пешеходном переходе и на автомобильном мосту?
Никита: Есть разница, потому что на автомобильном переходе меньше очереди. Там примерно столько людей, сколько вмещает маршрутка, и намного легче перейти. А так, в основном люди пересекают границу своим ходом, и очереди намного больше.
Хатуна: Никаких изменений не было, в принципе. Сейчас тоже очереди. Точно так же, ничего не изменилось. Как стояли в очереди, так и стоим. Так же, как спрашивали, так и спрашивают. На абхазской стороне, единственное, если не та фамилия, спрашивают, ты абхазка или нет.
– А на российской?
Хатуна: На российской всегда все одинаково. Там всегда очереди, стабильно, всегда одинаково.
Юра Харазия: Наверное, сейчас лучше, мне кажется, переезд. Я обычно пересекаю границу на машине.
– Сколько времени у вас уходит на переход границы?
Юра Харазия: Минимум 30-40 минут, где-то так.
– Раньше у вас сколько времени уходило?
Юра Харазия: Я думаю, что больше, точно сказать не могу, думаю, что больше времени. Ощущается, что сейчас легче, лучше.
Лара: В последнее время ускоренный темп, иногда зависит от времени, если с утра пораньше, то мы вообще не стоим в очереди. Зависит от времени, и от времени года тоже зависит.
Клара: Я думаю, что нет. Также с трудностями перехожу границу, также думаешь: пропустят или не пропустят, к чему придерутся. Вот так всегда, неспокойно переходишь. Лично я только так.
– Речь идет об абхазской стороне или о российской?
Клара: С абхазской проблем нет, по-моему, слишком спокойно. А на российской стороне каждый раз думаешь, к чему придерутся: то нельзя, это нельзя.
Олеся: Вроде нормально. Спрашивают имя, фамилию и с какой целью мы переходим границу.
– Как долго вы стоите в очереди?
Олеся: Бывало и час, а в последнее время когда переходила границу, то минут 10 стояла.
Виолетта: В последнее время легко, недолго стоим, переходим без проблем. Тем более у нас российское гражданство. Ну и ответственно относятся к своей работе. У нас был случай, сестра не достигла 18 лет, оставалась буквально неделя. Нас не пропустили обратно в Абхазию. Вызвали маму, хотя я старшая сестра. Ответственно относятся, все хорошо. Мы довольны.
– Речь идет о российской стороне или абхазской?
Виолетта: О российской стороне, а на абхазской стороне всегда проверят, все спокойно, все документы в порядке, то без проблем проходим.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия