Нелегкий выбор между Саломе Зурабишвили и Григолом Вашадзе во втором туре президентских выборов в Грузии придется сделать не только избирателю, но и политикам.
Что делать, если не хочется общаться, тем более с журналистами, когда не побеждаешь в первом же туре президентских выборов, и это при поддержке миллиардера Бидзины Иванишвили и его партии власти «Грузинская мечта», Саломе Зурабишвили знает. Нужно просто избегать журналистов. А если они поджидают тебя у калитки собственного дома, которую, как назло, никто ей не открывал, как это было сегодня, просто нужно улыбаться, стоя перед ней с другой стороны, не отрываться от телефона и спокойным голосом повторять:
«Когда решу, сообщу, когда решу, сообщу», – Саломе Зурабишвили сегодня нашла универсальный ответ на вопросы журналистов о том, собирается ли она комментировать назначение второго тура или то, что чуть ли не вся оппозиция объединяется во втором туре, чтобы поддержать ее конкурента от «Нацдвижения» Григола Вашадзе?
Стоявшая, казалось, уже целую вечность перед закрытой калиткой своего дома, названивая кому-то, Зурабишвили монотонно продолжала отвечать журналистам: «Когда решу, скажу», и вдруг таким же голосом: «Можно, открыть мне двери?» И врата собственного дома наконец-то открылись перед Саломе Зурабишвили, и журналисты ушли.
В отличие от Зурабишвили, представителям «Грузинской мечты» приходилось как выслушивать, так и отвечать на вопросы – на заседании парламентского бюро двери открыты.
«Вы с пиаром не справились, понимаете?» – возмущенно говорил депутат от «Альянса патриотов» Георгий Ломая спикеру парламента Ираклию Кобахидзе на парламентском бюро. Оппозиционер винит правящую «Грузинскую мечту» не за то, что будет второй тур президентских выборов, а за то, что поддерживаемому властями независимому кандидату Саломе Зурабишвили будет противостоять кандидат партии Михаила Саакашвили «Нацдвижение» Григол Вашадзе. «Патриот» Ломая попытался заглянуть в будущее, в котором, видимо, не обнаружил ни своей партии, ни партии власти. При таком раскладе Ломая не мог не сокрушаться:
«Эти пытатели [«Нацдвижение»] сегодня имеют право прямо заявить, что они вторая политическая сила. А в 2020 они будут первыми, потому что американцы и европейцы их поддержат во всем, они не обделят их ни финансовой, ни физической поддержкой. Вот так будет точно, и это ваша заслуга!»
«Мы первые, первые», – с напевом уточнил Роман Гоциридзе, лидер фракции «Нацдвижения».
«Роман, у «Мечты» тоже есть границы», – ограничить радость оппонента попыталась депутат от «Мечты» Эка Беселия.
Еще строже она была часом ранее к оппозиционным партиям, которые решили во втором туре поддержать кандидата от «Нацдвижения» Григола Вашадзе:
«Это попрание всех тех идеалов, ценностей, за которые они когда-то в знак протеста хотя бы на один день выходили на улицу и боролись».
Эка Беселия предостерегла и общество:
«Во втором туре совсем другая данность: здесь черное и белое, прошлое и будущее – вот что нужно осознать стоящему сегодня перед выбором нашему гражданину».
Самокритичнее были другие представители власти. Вторым туром грузинский народ им послал сигнал, и они услышали, говорит депутат «Грузинской мечты» Бека Нацвлишвили:
«Национальное движение» не завоевывало поддержку народа, у «Грузинской мечты» убавилось избирателей, и сократилась ее поддержка. Поэтому мы всеми силами должны доказать за эти две недели, что остаемся верны идеалам 2012 года».
К этому времени Григол Вашадзе, кандидат от «Нацдвижения», и не только, заявил, что ЦИК намерен сфальсифицировать итоги, «отнять у него первенство». Но, набрав около 37% голосов, Вашадзе не намерен сдаваться. Тем более что во втором туре ему поддержку обещали Давид Бакрадзе, а он набрал 10% голосов, и его «Европейская Грузия», а также Республиканская партия.
«Не сомневайтесь, остальные партии очень скоро то же самое сделают, и это будет объединение «все минус один», – заверил Григол Вашадзе.
Под «минус один» подразумевается «Грузинская мечта». Только большинство кандидатов в президенты, не обнаружив себя во втором туре, решили его игнорировать.
Давид Усупашвили, лидер «Партии строительства», объяснил это нежеланием делать выбор между Бидзиной Иванишвили и Михаилом Саакашвили. Главный лейборист Шалва Нателашвили вообще считает, что победил он, только итоги подтасовали. Каха Кукава от «Свободной Грузии», как он сам сказал, тоже не испытывает желания поддерживать какого-то из этих двух кандидатов.
Во втором туре нет избирательного порога, побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов. Кратчайший срок назначения даты второго тура – две недели, а крайний срок – второе декабря.