В субботу дал себе слово ничего не писать о выборах, о кандидатах, о «Мечте», о ЕНД, о грузинской политике и прочей чертовщине. Но, похоже, что до конца года писать будет больше не о чем – любая тема, в конечном итоге, будет возвращаться к выборам.
Что ж, выборы так выборы. Чем запомнились прошедшие несколько дней и какие выводы можно сделать из подготовки сторон ко второму туру президентских выборов?
По поводу «националов» все в итоге ясно. Это как открытая книга, в которой все написано, изложено и никаких неожиданностей не предвидится. Причина этого состоит в том, что ЕНД – это партия с четкой идеологией, взглядами и принципами, соответственно, всегда можно предугадать их отдельные поступки и дать им логическое объяснение.
Куда более сложно обстоят дела с «Мечтой» – партией без четкой идеологии, без принципов и взглядов на жизнь, партией, собранной по принципу безоглядного подчинения одному человеку и такой же безоглядной, неистовой ненависти к другому.
На первый взгляд ее действия кажутся противоречивыми, нелогичными, не имеющими разумного объяснения. Bсякие попытки выстроить из них последовательную цепочку бессмысленны, так как в конце расчетов на мониторе неизменно появляется символ «Error».
Ну, например, партия, которая демонстративно придерживается прозападных взглядов, совершенно как бы в пику себе же не чурается пользоваться поддержкой таких ватников, с которыми даже за руку поздороваться западло.
Сторонники «мечтательского» кандидата в президенты – люди, которые считают жертвы 9 апреля виной митингующих, а не советских военных, призывают к признанию независимости Абхазии и Южной Осетии, выступают против интеграции Грузии с Западом и т.д. Не говоря уже о том, что «мечтатели» выдвинули президентом женщину, которая использует такие понятия, как «бомбили спящий Цхинвали», и не стесняется считать собственную страну агрессором.
Слушая такие речи, прозападно настроенные грузины, в первую очередь сторонники «Национального движения», приходят к выводу, что «Мечта» уже откровенно встала на пророссийский путь развития, а президентство Зурабишвили будет последним официальным тому подтверждением. Исходя из этого, также высказывается абсолютная уверенность в том, что ее кандидатура – это результат сговора между Бидзиной и Кремлем.
На первый взгляд кажется, что все это логично. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». У «Мечты» в друзьях водится такое количество негодяев и изменников, что было бы естественным предположить, что она разделяет их мнение.
Ну, действительно, почему российская телепропагандистка Ольга Скабеева может легко приехать в Грузию, а друг страны, сотрудник Радио Свобода Асланбек Дадаев, – нет? Разве могут быть после всего вышесказанного сомнения в том, что «ГМ» – московский проект, который полностью контролируется Кремлем?
Увы, могут быть. Все перечисленные факты кажутся противоречивыми, если считать, что у «Грузинской мечты», как и у «Национального движения», есть какая-то своя четкая идеология, и отступление от нее означает отступление от политического курса.
Пока вы смотрите на весь вышеописанный балаган с такой точки зрения – да, все выглядит противоречиво и непоследовательно. Но как только вы добавляете в картину один недостающий элемент, то весь это шизоидный пазл обретает законченную форму.
Элемент состоит в том, что «ГМ» – партия не прозападная и не пророссийская, не правая и не левая, «мечтатели» не религиозные фанатики и не атеисты, они вообще никто и звать их никак. Всю эту компанию объединяет единственная идеология – ненависть к Мише. Как только вы начинаете оценивать странности и кажущиеся противоречия «Мечты» именно с этих позиций – тогда все становится на свои места.
То, что союзник «Мечты» призывает к признанию независимости Абхазии и ЮО, – совсем не значит, что «Мечта» с ним в этом согласна. Но он ненавидит Мишу, и этого вполне достаточно для того, чтобы закрыть глаза на маленький недостаток – измену стране.
То, что союзник «Мечты» считает, что 9 апреля грузины все сами себе устроили, – не значит, что такого же мнения придерживаются «мечтатели», которые каждое 9 апреля рано утром дежурно бегут к площади перед парламентом с цветами в руках. Но он ненавидит Мишу, и этого вполне достаточно для того, чтобы закрыть глаза на маленький недостаток – измену стране.
То, что «ГМ» и их кандидат в президенты обвиняют Грузию в начале войны 2008 года – вовсе не значит, что они заинтересованы в признании этого факта на уровне Гааги. Ни за что на свете, потому что Миши уже нет, а результаты такого признания придется расхлебывать им. Поэтому обвинять Саакашвили в развязывании войны можно только внутри страны, в предвыборных целях, а на международном уровне – лучше просто помалкивать по этому поводу.
Саломе Зурабишвили выбрали кандидатом в президенты не по согласованию с Путиным, и не потому, что она будет менять курс государства, – ерунда это все, у президента и близко нет таких полномочий.
Саломе Зурабишвили выбрали кандидатом потому, что она громче и дольше других ругала Мишу, и ее чистая, как слеза ребенка, ненависть к экс-президенту не подвергается сомнению. К этому еще добавляется сугубо психиатрический каприз Великого Гуру, который любит задавать народцу неразрешимые загадки: например, народонаселение до сих пор не может толком ответить, почему он решил сделать президентом Георгия Маргвелашвили, а мэром Тбилиси – откровенную деревенщину Давида Нармания? Тут-то совершенно точно Путин не при делах.
А все просто – крайняя ненависть к Мише, плюс каприз: «А вот давайте-ка я вам Саломку подброшу, посмотрим, что вы сделаете».
Ну и в конце – да, конечно, неутомимый враг Грузии Ольга Скабеева предпочтительнее давнего и проверенного во всех инстанциях друга страны – Асланбека Дадаева. Потому что Ольга Скобеева ненавидит Мишу, как и положено российской ватной телепропагандистке. Соответственно, с ней никаких проблем нет, и ей можно простить маленький недостаток – ненависть к Грузии как к государству...
А Асланбек – ну, у грузинских спецслужб нет точных данных по этому поводу: а что если он в глубине души мишист? Разве не может быть такого? И потом, «Радио Свобода» – это же ненадежная контора. Там наверняка куча перекрашенных «националов». Поэтому, товарищ Скабеева, добро пожаловать в Грузию, а вы, мусье Асланбек, возвращайтесь-ка обратно в Грозный...
Если вам кажется все это преувеличением или вы думаете, что такие соображения слишком незначительны для определения политики, – то оглянитесь вокруг и поймете: страной управляет мелочный социопат, для которого личная одержимость является основным фактором формирования политики.
Как только вы это поймете, – символ «Error» исчезнет с вашего экрана.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции