Грузинский избиратель, готовящийся ко второму туру президентских выборов, оказался в сложном положении: ни один из финалистов не пользуется большой популярностью.
Если Вашадзе выиграет выборы – это будет реальный шаг к началу гражданской войны, уверял с утра депутат «Грузинской мечты» Гедеван Попхадзе. Ведь кандидат «Нацдвижения» Григол Вашадзе обещает в случае победы помочь третьему президенту Михаилу Саакашвили вернуться в Грузию, освободить из заключения бывшего министра МВД Вано Мерабишвили и экс-министра обороны Бачо Ахалая.
«Конечно, все это будет направлено на ликвидацию тех политических оппонентов, которые являются для Саакашвили проблемой в деле его политической реанимации», – убежденно констатировал Гедеван Попхадзе.
То, что Грузия погрязнет в гражданской войне и кровопролитии в случае победы Вашадзе, уверен и депутат от «Альянса патриотов» Георгий Ломая:
«Мы стоим перед гражданской войной. Мы должны избежать кровопролития в нашей стране, должны сделать все, чтобы «Нацдвижение» не победило. Но, к сожалению, у «Грузинской мечты» такой кандидат, что даже нашему избирателю, который боролся против «Нацдвижения» и остается верным этой борьбе, даже такому нашему избирателю сложно поддержать Саломе Зурабишвили».
К политическим «страшилкам» прибег и глава парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Сесиашвили. По его словам, «Нацдвижение» готовится к революционному сценарию. И в этом случае, пообещал Сесиашвили, даже если у него не будет никакой должности, он станет «первым солдатом и страну защитит от предателей, пытателей и человеконенавистников».
Заявление представителей власти против своего кандидата Григола Вашадзе в «Нацдвижении» и «Европейской Грузии» сочли подстрекательством к гражданскому насилию. В Ахалкалаки сегодня активисты «Грузинской мечты» напали на предвыборный штаб Григола Вашадзе и избили находящихся там людей, пятеро госпитализированы.
У оппозиции свои ответные ходы. Согласно им, в случае победы Саломе Зурабишвили, будет попран еще один символ государственности – президентский дворец. Этот дворец, построенный Михаилом Саакашвили, Саломе Зурабишвили, как и Бидзина Иванишвили, считает символом зла и непозволительной роскошью для такой бедной страны, как Грузия. Поэтому, в случае победы, Зурабишвили не намерена в нем оставаться.
«Считаю, что аура в авлабарской президентской резиденции мне не подходит. Ни аура, ни климат», – заявляла Саломе Зурабишвили еще в начале предвыборной гонки.
Но это полбеды. Мнение Зурабишвили о том, что в начале августовской войны 2008-го виновата власть Михаила Саакашвили, крайне непопулярно в Грузии и расценивается многими как предательство.
«К сожалению, у нас неквалифицированная политическая элита», – констатирует ассистент-профессор ТГУ, доктор политических наук Звиад Абашидзе:
«Наши политики окутаны собственным очарованием, думают, что все остальные живут в тех же условиях и с теми же проблемами, в которых они сами пребывают. Понятно, что речь идет о политических амбициях власти, но должна быть грань, за которую политик не должен переходить. А у нас политики все отдаляются от общества, идет отчуждение, что плохо для развития страны, тем более для демократического государства».
Именно отчуждением объясняет Звиад Абашидзе то, что в первом туре более половины избирателей не приняли участие в голосовании.
Ни Григол Вашадзе, ни Саломе Зурабишвили как отдельно взятые политические фигуры никогда не пользовались популярностью. В том числе и в силу своих биографий: оба кандидата в президенты – бывшие министры иностранных дел Грузии (примечательно, что оба министрами были в период правления Михаила Саакашвили), карьерные дипломаты. До Грузии этот карьерный путь Вашадзе прошел в Советском Союзе, а Саломе Зурабишвили – во Франции.
Есть у них и еще одно сходство. На данном этапе большинство наблюдателей не видят в них готовности соответствовать главному конституционному требованию к президенту – быть надпартийным и объединяющим общество.
То, что Вашадзе и Зурабишвили сошлись во втором туре, профессор ТГУ, политолог Александр Кухианидзе объясняет именно тем, что на них ставки сделали две самые сильные политические силы Грузии. И эти президентские выборы нужно рассматривать как генеральную репетицию парламентских выборов 2020 года. В этом противостоянии Александр Кухианидзе советует «Грузинской мечте» опомниться:
«Люди разочарованы тем, что «Мечта», получив конституционное большинство, отдалилась от интересов народа. Если «Грузинская мечта» не исправит ситуацию, ей придется уйти».
Уйдет и другая сила, если поведет себя так же, считает Кухианидзе. По его наблюдениям, несмотря на политическую незрелость, страна в новейшей истории проявила уникальное свойство – в Грузии диктатура не устанавливается, и пока надежда на это.