Accessibility links

Кадровый голод и другие медицинские показатели


Пока столичное начальство решает, как улучшить ситуацию, люди предпочитают лечиться за пределами республики
Пока столичное начальство решает, как улучшить ситуацию, люди предпочитают лечиться за пределами республики

Минздрав Южной Осетии обеспокоен качеством и доступностью медицинской помощи в Ленингорском районе. Сегодня медучреждения посетили заместитель министра здравоохранения и социального развития Алла Чочиева и российский советник по вопросам здравоохранения и социальной политики Игорь Галь. По результатам поездки будут приниматься меры по улучшению ситуации.

По информации пресс-службы Минздрава, представители ведомства посетили центральную районную больницу Ленингора, где ознакомились с работой рентгеновского кабинета, лаборатории, отделения скорой и неотложной медицинской помощи, поговорили с пациентами, осмотрели склад неиспользуемого медицинского оборудования. Чиновники пообещали, что по итогам этой поездки будет проведено специальное совещание, на котором решат, как поднимать медицину в районе.

Пока столичное начальство решает, как улучшить ситуацию, люди предпочитают лечиться за пределами республики, говорит житель Цхинвала, бывший депутат парламента республики Роланд Келехсаев:

«У нас, к сожалению, на сегодняшний день качественной медицины нет, и появится она не скоро. Те, у кого есть возможность, едут лечиться в клиники Северной Осетии. Если требуется сложное лечение, то люди, не имея собственных средств, обращаются к государству, и их направляют в медицинские центры России. В экстренных случаях, когда стоит вопрос жизни и смерти, вывозят в Грузию по линии Красного Креста. В то же время есть люди, которые сами едут в Грузию, где им предоставляют бесплатное лечение, через Верхний Ларс. Едут лечиться в Грузию и жители Северной Осетии. Скорее всего, по некоторым направлениям там медицина сильнее, поэтому предпочитают ехать туда».

По мнению Роланда Келехсаева, главная проблема здравоохранения – это дефицит кадров. За 20 лет конфликта и изоляции произошло вымывание специалистов, отрасль была отрезана от образовательных центров, лишена возможности повышения квалификации для сотрудников. Для исправления положения нужно немалое время.

Гражданская активистка Тамара Меаракишвили считает, что не все так плохо. Например, местные жители довольны скорой помощью. Что до сегодняшнего визита начальства, подобные посещения происходят не реже одного раза в два года, говорит Тамара. Приезжают чиновники, осматривают отремонтированные помещения, современное оборудование, на котором некому работать, общаются с людьми и обещают подумать, как наладить медицинский сервис в районе. Обсуждения, выводы и предложения спустя некоторое время забывают, и все остается по-прежнему, потому что руководство не может решить главную проблему – кадровую.

Почему так, понятно: Цхинвал и сам испытывает кадровый голод, и тому есть объективные причины. Это надо признать и искать специалистов там, где они есть, говорит Тамара Меаракишвили:

«Есть среди ленингорцев анестезиологи, хирурги, гинекологи и специалисты в других областях. Они не имеют статуса беженцев, работают в разных местах, кто-то в Тбилиси, кто-то во Мцхета. Среди них много успешных врачей, которые проходили стажировку за рубежом. Они занятые люди, но можно устроить так, чтобы кто-то из них вел прием пациентов в Ленингорском районе, например, два раза в неделю, делал операции. Например, у нас сейчас ведет прием врач ультразвуковой диагностики. Она работает в Церовани, но два раза в неделю приезжает в Цхинвали, всегда у нее очереди, потому что она квалифицированный врач.

– Ты думаешь, многих ленингорцев заинтересует работа в Южной Осетии?

– Приведу такой пример. Одна местная женщина, в моей школе училась, отличный врач-педиатр, который готов приехать и работать в районе. У нее большой опыт работы в ведущей детской клинике Тбилиси. Как она мне говорила, если бы ей выделили два дня в неделю, то она с удовольствием приступила бы к работе. Она пыталась устроиться на работу в районе, но у нее не получилось».

По словам Тамары, большинство из этих врачей учились в России, хорошо владеют русским, то есть могут говорить с клиентом на двух языках, что важно для работы в районе. У гражданской активистки есть еще пара предложений по улучшению качества и доступности медицинской помощи в Ленингорском районе. Есть проблема, которую необходимо решить руководству Министерства здравоохранения – оградить свои учреждения от вмешательства извне, защитить специалистов. Есть масса примеров тому, когда хороших врачей или медсестер увольняли с работы по требованию людей, не имеющих никакого отношения к медицине. Происходит это так: местное начальство или силовики оказывают давление на главврача, и тот, уступив, кого-то увольняет или, наоборот, берет на работу.

И, наконец, третья мера, которая, убеждена Тамара, сохранит жизни: надо сделать так, чтобы скорая помощь могла проезжать через пункт пропуска «Раздахан» после его закрытия, то есть ночью, когда, собственно, и происходит большинство вызовов неотложки. Уже были случаи, когда люди умирали из-за того, что теряли драгоценное время в ожидании открытия поста.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG