Сегодня с утра с части рекламных билбордов, призывающих проголосовать за независимого кандидата в президенты Грузии Саломе Зурабишвили, исчезла, собственно, сама Зурабишвили. Вместо нее с баннеров горожанам теперь улыбаются представители «Грузинской мечты».
На баннере есть все: слоган – «Принципиальный выбор», номер кандидата и ее имя. Нет только самой Саломе Зурабишвили. Зато есть отец-основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили и председатель парламента Ираклий Кобахидзе. Не исключено, что скоро на баннерах можно будет увидеть и других представителей власти.
Сразу после появления оригинальных билбордов социальные сети запестрили мемами с недоумевающими Траволтой, Гитлером и Ким Чен Ыном в сопровождении оригинального текста рекламы: «Нет диктатуре. Выбирай свободу». И билборд, где от Саломе Зурабишвили остались только серьги, прифотошопленные к ушам Иванишвили и Кобахидзе.
В самой «Мечте», тем временем, ничего странного в пиар-кампании, обновленной перед вторым туром, не видят. Говорит премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе:
«А что особенного вы видите в том, что «Грузинская мечта» во втором туре, как и в первом, продолжает поддерживать Саломе Зурабишвили? Естественно, наша политическая команда включена в предвыборные процессы, в том числе и ее основатель – Бидзина Иванишвили. Да, есть новые баннеры, и есть баннеры с (фотографией) Саломе Зурабишвили», – сказал премьер.
Казусной считает сложившуюся ситуацию глава «Справедливых выборов» Михаил Бенидзе. Главная проблема, по его словам, состоит в том, что грань между независимым кандидатом и правящей партией, которая, по идее, должна сохранять хотя бы призрачные очертания, уже стерта напрочь.
«Если следовать закону, любой партии запрещается делать пожертвования в пользу независимого кандидата. Но здесь мы имеем дело со странным случаем, когда, вероятно, средства на печать билбордов были выделены в рамках кампании Зурабишвили, а изображены на них представители «Грузинской мечты». Закон не запрещает им участвовать в агитации, но все это приняло очень странную форму, полностью разрушив какую-либо грань между ними», – говорит Михаил Бенидзе.
Социолог, профессор ТГУ Яго Качкачишвили, между тем, считает, что данный аспект новой стратегии больше походит на карикатуру. Не зная, что авторство новых билбордов принадлежит команде «Мечты», можно было бы подумать, что замена Зурабишвили отцом-основателем партии на билборде – это проделки оппозиционных сил, говорит он. Скажем так: тонкий намек на толстые обстоятельства.
«Т.е. что они нам говорят? Хотят, чтобы в Бидзине Иванишвили мы увидели Саломе Зурабишвили? Мне не кажется, что этот пиар-ход может быть эффективным. Лучше бы тогда напечатали совместную фотографию Иванишвили и Зурабишвили».
Политолог Гия Хухашвили также полагает, что нужно было использовать совместное фото, если «Мечте» было так уж необходимо напомнить избирателям о том, кто именно поддерживает Зурабишвили, и сделать акцент на его авторитете:
«Грузинская мечта» сама создает повод для насмешек, открывая тем самым огромные возможности своим оппонентам. В то же время сатира – это самое сильное оружие в политической борьбе, более сильное, чем компромат, представьте себе. А вот зачем они («Мечта») это делают – на этот вопрос у меня нет рационального ответа».
«Подмену» не оставили без внимания и защитники прав женщин. Руководитель НПО «Сапари» Байя Патарая считает, что власти, сделав это, как бы подтвердили, что женщины нужны им только в качестве фасада, но, когда политическая борьба входит в решающую фазу, они задвигают их на второй план, освобождая первый для мужчин. Получается, говорит правозащитник, что «Грузинская мечта» сама не верит в силы и возможности Зурабишвили и просто вытеснила кандидата из ее же кампании. Все это, в свою очередь, способствует маргинализации женщин в политике, сексизму и дискриминации, полагает Байя Патарая.