Сегодня в Сухуме прошла пресс-конференция Центра стратегических исследований при президенте Абхазии, который занимается научным анализом ситуации в стране и вопросами стратегического планирования. На мероприятии речь шла о работе центра, о том, какой видится ученым нынешняя ситуация, необходимости создания программы развития и важности воспитания кадров, способных к принятию серьезных управленческих решений.
ЦСИ был создан в Абхазии в 2006 году. Сегодня его коллектив составляет 17 человек, из них девять человек – научные сотрудники. Годовой бюджет центра довольно скромный, на 2019 год он запланирован в размере 2 млн 600 тысяч рублей, что на 1 млн меньше, чем было в 2018 году. Этот млн рублей был выделен ЦСИ на ремонт помещения, но сотрудники от него отказались, понимая, что лишних денег в стране нет. В 2017 году по тем же соображениям они вернули кабмину выделенную им служебную машину со всеми документами и ходят пешком.
Иллона Мирцхулава, научный сотрудник отдела экономики Центра стратегических исследований, сообщила, что в 2018 году было организовано шесть мероприятий и опубликовано двадцать статей в различных абхазских, российских и зарубежных изданиях.
В Сухуме прошли три круглых стола по темам: «Абхазия: кризис и пути выхода из него», «Абхазия: трудный путь возрождения», приуроченный к 125-летию со дня рождения двух известных государственных деятелей – Нестора Лакоба и Эфрема Эшба, и «25 лет независимости Абхазии и перспективы развития». В списке мероприятий ЦСИ также два научно-практических семинара и интернет-конференция на тему: «Криптовалюта в контексте национальной безопасности».
За годы работы центра главным трудом его коллектива стала «Стратегия социально-экономического развития Республики Абхазия до 2025 года», которая была утверждена в марте 2016 года. Работа над ней длилась более года. До сих пор в обществе периодически возникает вопрос, в какую сумму она обошлась бюджету? Иногда называются совершенно далекие от реальности цифры.
Директор ЦСИ и кандидат философских наук Олег Дамения сообщил, что готов любому заинтересованному человеку предоставить документацию, чтобы раз и навсегда снять вопросы. Он конкретизировал: «Это обошлось стране чуть менее четырех млн рублей, из которых 800 тысяч рублей были нами выплачены в бюджет в виде налогов. Нам на работу осталось чуть более 3 млн рублей. Обратите внимание, почему кабинет министров и мы делали эту работу на договорной основе? Я говорил выше, что у нас девять научных сотрудников, а в разработке стратегии принимали участие сорок человек. Нам надо было приглашать и других специалистов, в том числе российских, а эту работу надо оплачивать. У нас была волонтерская работа, мы мобилизовали студентов, которые проводили опрос по городам, селам и населенным пунктам».
По оценке ученых, экономика Абхазии находится в стадии системного кризиса давно. Иллона Мирцхулава дала свою характеристику и рецепт выхода из кризиса: «Мы находимся в застойной фазе, в фазе депрессии этого экономического кризиса, который охватил практически все сферы деятельности нашего общества. Мы не можем сказать, что у нас кризис только в экономике. У нас кризис и в образовании, и в здравоохранении, у нас даже в театре кризис! Механизмом выхода из него должна стать государственная программа социально-экономического развития на основе научного подхода. Это своего рода инструмент реализации стратегии, которая была разработана три года тому назад. Правительство еще не приступило к разработке такой программы, но мы видим пути выхода из кризиса именно в программном подходе, который бы отразил все аспекты экономической и социальной сферы деятельности, и в поэтапном решении проблем».
Кто должен разрабатывать и воплощать в жизнь программу развития? Есть для этой задачи в Абхазии кадры?
На этот вопрос философ Олег Дамения дал довольно пессимистический ответ: «В советское время сама система формировала для себя кадры. Когда ее не стало, мы объявили себя независимым государством, но мы, к великому сожалению, по сей день не готовим государственных деятелей. В советское время в правительстве Абхазии не было управленцев, они все были исполнителями, а директивы им спускались сверху. А теперь Абхазия – независимая страна, теперь ее руководители выполняют более сложные функции. Мы сами должны определять свою внутреннюю и внешнюю политику. Человек, который оказывается в системе управления, должен быть способен осознать национальные интересы Абхазии, понимать, что происходит внутри страны и вокруг нее. Но вот таких людей мы еще не готовим».
Отсутствие настоящей управленческой элиты Дамения считает корнем многих проблем. И специалисты ЦСИ говорят и пишут об этом открыто, если не говорить об этом друг другу, то проблемы никогда не решатся, сказал он. Дамения подчеркнул, что центр не является политической организацией, он ставит перед собой и решает только научные задачи.
По мнению Иллоны Мирцхулава, несмотря на все проблемы, реформы надо начинать. Другого пути у страны просто нет. И первым шагом должна стать реформа системы управления. Глава 4 Стратегии социально-экономического развития была проработана именно таким образом, чтобы дать детальные рекомендации по работе в этом направлении. Эксперты даже упрекали разработчиков Стратегии в том, что они вышли за рамки стратегии и включили в нее элементы программы. Она уточнила: «Реформирование предполагает механизмы реализации. Эти механизмы собраны по группам. Например, организационно-экономические механизмы, финансовые, правовые, научно-методические, информационные, кадровые. Есть определенные блоки, в которых буквально постатейно расписано, какой закон должен быть принят, какие средства должны быть истрачены, какими должны быть источники этих средств. Абсолютно все механизмы прописаны в Стратегии достаточно подробно и вполне доступно». При желании начать реформу может любой руководитель.
Прозвучал и резонный вопрос: «Возможно ли реформирование при том уровне коррупции, который сегодня существует в стране?»
Олег Дамения был категоричен, он считает, что реформы и коррупция не совместимы.
А Иллона Мирцхулава видит выход во внедрении модели, основанной на межотраслевом балансе, которая предполагает перевод системы управления на цифровые рельсы. Она сообщила, что в Московском государственном университете есть специалист, который готов создать для Абхазии такую программу. Она недешевая, но стране необходима, а ее экономический эффект должен оправдать затраты.
Помимо этой программы ЦСИ предлагает повысить эффективность администрирования налогов и предпринять серьезные меры для вывода экономики из тени. И при этом рассчитывать только на собственные источники, такие как прибыль предприятий, их акционирование, использование кредитных ресурсов банков и сбережений населения. По ее мнению, сбережений у населения достаточно, чтобы инвестировать экономику, надо только сделать этот процесс привлекательным для граждан страны.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия