Нарушение воздушного пространства и незаконные задержания у линии разделения. В Эргнети состоялась очередная встреча в рамках механизма по предупреждению инцидентов и реагированию на них.
Российский вертолет Ми-8, как его идентифицировали представители антиоккупационного движения «Сила в единстве», появился над селами Чорчана и Атоци 15 мая. Представители движения в тот момент находились рядом с ними, зафиксировали на камеру происходящее и распространили видео в грузинских СМИ. Предположительно, он вылетел с военной базы, расположенной в Балта, пишет на своей странице в соцсети Facebook представитель движения Давид Кацарава, сделал несколько кругов и вернулся на неподконтрольную Тбилиси территорию.
Сегодня, еще до начала очередной встречи в рамках механизма по предупреждению инцидентов и реагированию на них (МПРИ) заместитель начальника аналитического департамента Службы госбезопасности Грузии Ираклий Антидзе заявил:
«Поскольку вопрос стоит в повестке дня, естественно, он воспринят как инцидент, поэтому он будет одним из предметов обсуждения на сегодняшней встрече».
Встреча продлилась около семи часов, в течение которых обсуждались 14 вопросов. После ее завершения Антидзе сообщил журналистам:
«Особое внимание мы уделили факту жестоких пыток и убийства Арчила Татунашвили. Наша задача – получить ответы на все существующие вопросы, также должны быть выявлены и наказаны все виновные в этом преступлении. Мы также говорили о смерти при неустановленных обстоятельствах Давида Башарули, на что опять не получили ответа. Говорили о случаях незаконной т.н. бордеризации, о фактах незаконного задержания наших граждан, а также об ограничении свободного передвижения жителей территорий, прилегающих к линии оккупации. Что касается нарушений, мы выразили протест по поводу вертолета, поскольку эта акция категорически неприемлема, опасна и серьезно угрожает безопасности».
Представитель де-факто властей Южной Осетии Игорь Кочиев так прокомментировал обвинения грузинской стороны:
«Вы ошибаетесь, российские вертолеты летают в глубине от государственной границы Южной Осетии и на территорию Грузии не залетают никогда. Грузинская сторона активировала этот вопрос о вертолете, но никаких фактов, никаких видеосъемок, фото, никаких доказательств того, что вертолет пересекал государственную границу, не было. Он летал над территорией Южной Осетии».
На вопрос журналистов, почему грузинская сторона не предоставила осетинской видеокадры вертолета, распространенные вчера в СМИ, Антидзе ответил:
«Это абсолютно неважно, поскольку линия оккупации – это условное понятие. Обе стороны, разделенные этой виртуальной линией, – территория Грузии, соответственно, любая подобная акция несет негативный характер».
В свою очередь и представители югоосетинских де-факто властей обвинили грузинскую сторону в нарушениях:
«Очередной вопрос – это, к сожалению, нарушение воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами, и появился вопрос нарушения государственной границы представителями (грузинских) полицейских. Это Знаурский район, с югоосетинской стороны».
Обвинения в адрес грузинской полиции не соответствуют действительности, заявил Ираклий Антидзе:
«Грузинская полиция работает, и ее задача – обеспечение порядка безопасности и местного населения на месте. Любое обвинение, которое не будет подкреплено аргументами, – беспочвенно».
Большинство вопросов, на которые грузинская сторона не получила сегодня ответы, планируется внести в повестку дня и не следующей встрече в рамках МПРИ. Когда она состоится, пока не известно.