В Южной Осетии 9 июня пройдут выборы в парламент седьмого созыва. С 21 мая начались дебаты кандидатов на местном телевидении. Они проходят в двух форматах – между представителями политических партий, выдвинутых по единому избирательному округу, и между мажоритариями. Причем дебаты самовыдвиженцев проходят отдельно по каждому одномандатному округу.
Председатель парламентской партии «Ныхас» Давид Санакоев говорит, что организаторы дебатов не рассматривали с кандидатами темы для обсуждения. Ему неизвестно, кто, где и по какому принципу подбирал вопросы. Единственное, что их объединяет, – они, мягко говоря, не самые актуальные, говорит Давид Санакоев:
«Конечно, есть там вопросы, касающиеся экономики и других сфер, но они сформулированы таким образом, чтобы не дать кандидатам раскрыться. Если бы мы сами выбирали, я думаю, ряд обсуждаемых тем был бы совершенно другой, он бы касался актуальных проблем, которые сегодня беспокоят избирателя».
Давид Санакоев говорит, что устроители теледебатов отвели партиям по две минуты на презентацию предвыборных программ. Этого слишком мало, можно было расщедриться на три-четыре минуты, хотя бы для презентации политической платформы. Но устроители решили иначе, в результате, все презентации были скомканы. От этого выиграла лишь партия власти «Единая Осетия», в распоряжении которой на протяжении пяти лет были все медиа-ресурсы республики:
«Мы предлагали во время дебатов увеличить нам время, изменить формат, чтобы кандидаты успевали высказаться хотя бы по предложенным вопросам, чтобы избиратели услышали их мнения. Но наши предложения игнорируются. Есть такое ощущение, что организаторы хотят сделать избирательную кампанию скучной. Думаю, все это делается в угоду определенных сил».
Председатель партии «Фыдабаста» (Отечество) Вячеслав Гобозов считает, что дебатов как таковых еще не было, потому что не было реального столкновения позиций, формат не предусматривает полемики между кандидатами. Он лишь предлагает по очереди отвечать на поставленный модератором вопрос. По мнению Вячеслава Гобозова, люди, которые придумывали эти вопросы, либо не знают о злободневных проблемах, либо специально избегают их обсуждений:
«Учитывая, что мы впервые избираем профессиональный парламент, первое, что мы должны были обсуждать: каким он должен быть и каково его место в системе органов власти? Потому что его место должно быть изменено, и наши парламентские выборы должны потерять этот налет второсортности, который есть на сегодняшний день. И второе, что мы должны были обсудить, – это то, что у нас творилось во время выдвижения и регистрации кандидатов».
Я смотрел первые теледебаты, на которых Вячеслав Гобозов должен был первым отвечать на поставленный модератором вопрос. Вместо этого он заявил, что не считает его актуальным, и, по сути, устроил саботаж – сам начал формулировать темы, предлагал высказаться по ним участников дебатов. Говорит Вячеслав Гобозов:
«Модератор спрашивает: «А какой закон вы примете первым, если вы пройдете в парламент?» Во-первых, надо не понимать специфики работы парламента, чтобы задавать такие вопросы. Если твоя партия не имеет большинства, то никакой закон не примешь. А во-вторых, я им сказал: ребята, какая разница, какой закон вы примете, если законы у нас не работают? Поэтому я буду говорить о том, что система наша не работает, и в этой ситуации надо вносить конкретные изменения в систему. Я и дальше собираюсь так поступать, потому что я иду на дебаты не для того, чтобы обсуждать какие-то отвлеченные темы, а чтобы говорить о проблемах, которые реально существуют».
Избранный в 2011 году президент Южной Осетии Алла Джиоева говорит, что слишком занята, поэтому на телевизор времени не остается. Но вчера выдалось немного свободного времени, и она посмотрела теледебаты кандидатов-мажоритариев. По словам Аллы Алексеевны, они произвели на нее удручающе впечатление:
«Не просто плохое впечатление, а удручающее, от того, что огромная часть рвущихся в депутаты людей даже не имеет представления о том, что они должны будут делать в парламенте. Парламент – это не Собес (организованная государством форма помощи для определенного круга лиц – прим. «ЭК»), с которым аудитория очень часто уподобляет деятельность в парламенте, и уж тем более не Минстрой.
– А что, по вашему мнению, должны делать депутаты парламента?
– Принимать законы, которые бы мне, как гражданину, хоть что-то серьезное по жизни гарантировали. И, уж конечно, чтобы они добивались исполнения этих законов».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия