Институт развития свободы информации IDFI публикует интересную статистику: губернаторы грузинских регионов очень любят путешествовать на автомобилях. Расход топлива служебными машинами, зафиксированный в 2017-18 годах, превышает среднемировые показатели по меньшей мере в два раза.
Люксовые модели внедорожников и огромный расход топлива – губернаторы девяти грузинских регионов, согласно официальным данным, полученным по запросу Института развития свободы информации IDFI, практически весь рабочий день проводят в разъездах. Причем умудряются наездить в среднем 50 тысяч километров в год. Среднемесячное потребление топлива варьируется от 700 до 1500 литров. Такие показатели кажутся руководителю социально-экономического направления IDFI Гоге Тушурашвили несколько странными:
«Цифры довольно солидные. В частности, семь губернаторов потратили около 130 000 литров топлива за два года. Согласно подсчетам, они проезжали в среднем около 50 000 километров в год. При этом ежедневные расстояния варьируются от 150 до 200 км. Исходя из этого, логично задаться вопросом, насколько рациональным это было со стороны этих чиновников. Если же мы, к примеру, возьмем губернаторов Самцхе-Джавахети и Самегрело-Земо Сванети, то они, согласно цифрам, проехали расстояние, сопоставимое с тремя кругосветными путешествиями».
По словам представителя IDFI, организация уже несколько лет призывает правительство Грузии усилить контроль на этом направлении. В частности, специалисты считают необходимым внедрение новых технологических систем, в том числе специальных чипов, которые обеспечат полный мониторинг как расхода топлива, так и расстояний, которые на самом деле преодолевают руководители регионов.
Впрочем, сами фигуранты исследования с такой постановкой вопроса не согласны. К примеру, главный рекордсмен – губернатор Самегрело-Земо Сванети Александр Моцерелия считает: все, что он тратит, идет на благо жителей вверенного ему региона:
«Во-первых, служба аудита планово проверяет все государственные организации. Во-вторых, то, что у нас сравнительно большой расход топлива, объясняется естественными причинами – у нас большой регион, высокогорная часть также занимает большую часть нашего региона. Что касается показателей расхода топлива в нерабочие дни, вы спокойно можете проверить, что я, в том числе в субботу и воскресенье, очень часто бываю в разных деревнях нашего региона. Я не могу объяснить, как было подсчитано, есть у меня перерасход или нет, знаю только, что количество топлива, которое мы потратили, намного ниже установленного лимита».
Какой именно лимит установлен для его региона, губернатор не уточнил. Как не стал уточнять и то, каким образом он умудряется ежедневно проезжать по 200 километров.
При этом специалисты IDFI отмечают: не способствует снижению расхода топлива и автопарк районных администраций. Местные чиновники, несмотря неоднократные заявления центрального руководства о необходимости перехода на экономичные модели автомобилей, по-прежнему предпочитают люксовые внедорожники с большими объемами двигателей. Причем на балансе местных органов власти такие машины зачастую оказываются в виде подарков от других госструктур. К исследованию IDFI прилагает документы, которые демонстрируют крайнюю щедрость некоторых муниципалитетов и министерств в отношении региональных руководителей. В частности, приводится пример заместителя губернатора Квемо Картли, который в 2015 году обратился к мэру Рустави с просьбой о предоставлении автомобиля.
Оперативность, с которой муниципалитет отреагировал на просьбу, может быть поставлена в пример. Запрашиваемая машина, согласно документам, была приобретена в тот же день за 71 373 лари. Сумма были заплачена из муниципального бюджета.
На сегодняшний день девять районных администраций в общей сложности располагают 78 автомобилями, 49% из которых являются внедорожниками, а 46% прикреплены к конкретным должностным лицам. Причем 73% автопарка не было приобретено в рамках региональных бюджетов. Дорогостоящие автомобили были распределены бесплатно другими государственными органами. Такая щедрость специалистами IDFI рассматривается как наносящая ущерб идее децентрализации и вызывает сомнения в независимости местного самоуправления от различных «просьб» со стороны структур-дарителей.