Михаил Каландия – один из фигурантов громкого дела об убийстве подростков в результате школьной разборки, последние полтора года проходящий в качестве свидетеля, оказался на скамье подсудимых. Ему предъявлены официальные обвинения. Первое слушание по этому эпизоду пройдет уже 11 июля. Все это время он проведет за решеткой.
Михаил Каландия – главный свидетель по делу об убийстве подростков на улице Хорава – отправлен в предварительное заключение. Решение было вынесено на сегодняшнем процессе, который был частично закрыт для прессы. Судья открыла доступ в зал заседаний лишь во время оглашения приговора. В свете новых данных, представленных стороной обвинения, дальнейшее нахождение Каландия на свободе было признано противоречащим интересам следствия.
Прокурор Мириан Мегрелишвили удовлетворения скрывать не стал, заявив, что следствие лишь недавно получило дополнительные улики, позволившие переквалифицировать статус Михаила Каландия из свидетеля в обвиняемые:
«В деле есть необходимые доказательства, у прокуратуры были все основания для предъявления обвинения, иначе бы суд не дал санкцию на арест. В деле есть показания свидетелей, в том числе очевидцев того, что произошло; показания свидетелей, с которыми контактировал М.К. после того, как покинул место преступления; а также заключения экспертизы и другие доказательства, которые в своей совокупности дали основания для предъявления обвинений».
Сторона защиты, в свою очередь, с решением судьи категорически не согласна. По словам адвоката Анны Котетишвили, у прокуратуры не было причин добиваться заключения Каландия под стражу, учитывая его полуторагодовое сотрудничество со следствием:
«Уголовный кодекс Грузии предусматривает ситуации, когда предварительное заключение не должно быть выбрано в качестве меры пресечения. Это, в том числе, подтверждено вердиктами европейского суда. В данном случае дело рассматривается с 2017 года, и за все это время Михаил Каландия не нарушил ни одного предписания – не пытался скрыться, сотрудничал со следствием и не думал о том, чтобы покинуть страну».
Семья задержанного и вовсе считает его жертвой игры, затеянной властями и оппозицией. Такого мнения, в частности, придерживается дед Михаила Каландия – Борис Какубава, в отношении которого в свою очередь ранее высказывались подозрения в давлении на свидетелей:
«Никакой вины нет. Я не знаю, почему они приняли такое решение, но все прояснится. Наверное, в этом есть интерес и власти, и оппозиции. Их цель – перевернуть страну».
Сразу после задержания Михаила Каландия его брат Лука сделал скандальное заявление о том, что на того оказывалось колоссальное давление со стороны прокуратуры в попытке отвести правосудие от другого фигуранта дела Г. Дж., у родственников которого якобы были связи с семьей Бидзины Иванишвили. Теперь Лука Каландия хочет добиться ответственности тех представителей правоохранительных органов, которые, по его словам, пытались заставить его брата взять всю вину на себя.
То же самое утверждает и отец Михаила Каландия. По словам Тенгиза Каландия, который восемь месяцев провел в заключении за покрывательство преступления, сотрудники правоохранительных органов нанесли ему и его сыновьям физическое оскорбление и заставили подписать показания, подготовленные по заказу влиятельных лиц. Именно этим он объясняет то, что Михаил Каландия на протяжении процесса несколько раз менял свои показания.
«На меня оказывали физическое давление, причем так, чтобы узнали мои дети. Сами написали и показания, и в побоях заставили подписать их и меня, и моих детей. Моим детям угрожали задержанием матери и несовершеннолетней сестры, при этом избивали меня, отдельно избили моих детей. Ни одно из наших показаний не написано нами. Все это придумано высокопоставленными чиновниками Министерства внутренних дел, чтобы сохранить свои кресла. Им нет дела ни до Саралидзе, ни до семьи Каландия. Всех использовали!» – заявил Тенгиз Каландия.
При этом он прямо назвал заказчика ареста своего сына. По его словам, за этим делом стоит некто Накаидзе – дядя осужденного Г. Дж, у которого, как отмечает Каландия-старший, «много денег» и который «имеет близкие отношения с Бидзиной и Берой Иванишвили».
Впрочем, давление, если оно имело место, не привело к желаемому результату. 3 июня 2019 года апелляционный суд признал Г. Дж. виновным в групповом умышленном убийстве Давида Саралидзе при отягчающих обстоятельствах. На брифинге судья заявила, что Г. Дж. «совершил умышленное убийство вместе с другими неустановленными лицами».
Теперь одним из этих «неустановленных лиц» назван Михаил Каландия. Тенгиз Каландия уже пообещал бороться за сына:
«Я не ожидал такого решения. Планирую бороться. Как? Ну не кулаками же? Строго в рамках закона! Исходя из тех доказательств, какие существуют».
На сегодняшний день известно, что в результате драки между подростками в декабре 2017 года на улице Хорава в Тбилиси погибли двое несовершеннолетних – Леван Дадунашвили и Давид Саралидзе. Приговор по делу был вынесен судом первой инстанции 31 мая 2018 года. Одного из обвиняемых – Г. Б. суд признал виновным в умышленном убийстве Левана Дадунашвили при отягчающих обстоятельствах. Второму обвиняемому – Г. Дж. суд переквалифицировал обвинение в убийстве Давида Саралидзе на обвинение в попытке убийства и обоих обвиняемых в групповом убийстве Давида Саралидзе оправдал. Это вызвало масштабные акции протеста и привело к отставке главного прокурора Ираклия Шотадзе.
Отец Давида Саралидзе Заза Саралидзе на протяжении полутора лет выражает недоверие следственным органам. Он, в частности, утверждал, что следствие пыталось прикрыть одного из участников драки на улице Хорава – Михаила Каландия. В то же время сам Михаил Каландия несколько раз менял свои показания на судебных процессах.
При этом дядя Каландия, Мирза Субелиани, во время убийства работал в прокуратуре. Вскоре после случившегося он покинул пост. Субелиани был задержан 9 июня 2018 года по обвинению в неоповещении о преступлении в рамках повторного следствия по делу убийства несовершеннолетних. 4 марта 2019 года Тбилисский городской суд приговорил его к лишению свободы сроком на один год и один месяц. Он должен выйти на свободу в июле этого года.