Результаты промежуточных выборов стали причиной жесткой дискуссии на сегодняшнем заседании парламента. Оппозиция обвинила власти в грубом нарушении избирательного законодательства, давлении на избирателей и сотрудничестве с криминальными авторитетами ради победы. В ответ «Грузинская мечта» предложила вместе поработать над изменениями в избирательный кодекс, взяв за основу рекомендации ОБСЕ.
«Грузинская мечта» предлагает оппозиции переговоры об изменениях в избирательном законодательстве. Об этом заявил лидер большинства Арчил Талаквадзе. По его словам, существует более 20 рекомендаций ОБСЕ, и правящая партия готова сесть за стол с квалифицированными партиями, в особенности с парламентской оппозицией, чтобы прийти к соглашению по внесению поправок:
«После поражения на промежуточных выборах оппозиция очень растеряна. Она пытается оправдаться безосновательными аргументами. Поэтому мы предлагаем им по поводу рекомендаций ОБСЕ сесть за рабочий стол, о чем мы уже выразили свою политическую волю, и вместе обсудить те изменения, которых требует избирательное законодательство».
Впрочем, в оппозиции от предложения не в восторге. Оппоненты власти считают, что уже существующее избирательное законодательство было грубо нарушено в ходе промежуточных выборов, победу на которых одержали представители правящей партии. В частности, на сегодняшнем заседании парламента один из лидеров «Европейской Грузии» Гига Бокерия обвинил руководство страны в заключении альянса с криминальным миром ради победы на избирательных участках. Вспомнил политик и коммунистическое прошлое некоторых представителей «Грузинской мечты»:
«Я хотел бы сосредоточиться на одном аспекте, я имею в виду использование представителей криминального мира. Когда мы зафиксировали это и представили факты о присутствии этих людей на избирательных участках, их прошлом и поведении во время процесса голосования, мы получили полный пакет абсурдных ответов. Но эти улыбки на ваших лицах вам не помогут. Вы часто говорите здесь про прежний режим. Я хочу спросить вас, каким был преступный режим коммунистической партии? Кто лишил независимости нашу страну, расстрелял миллионы людей, кто расправился с мирными жителями 9 апреля? Хочу спросить у вас, г-н Вольский, бывший инструктор ЦК, у вас, г-н Копалиани, который после 9 апреля ходил в Горьковскую партийную школу, у всех вас, кто учит нас морали».
Заявление Бокерия вызвало волну взаимных обвинений – с одной стороны выступили «Европейская Грузия» и «Национальное движение», с другой – «Грузинская мечта» и «Альянс патриотов». Причем последний в лице Ирмы Инашвили и Ады Маршания «проехался» и по правящей партии. Сам Гия Вольский назвал Бокерию «балдой» и коротко резюмировал:
«Те люди, о которых говорил господин Гига Бокерия, не насиловали людей, в отличие от вашего режима».
В итоге предложение лидера большинства Арчила Талаквадзе о готовности сесть за рабочий стол и обсудить изменения в избирательное законодательство было благополучно забыто. Причем, как отмечают наблюдатели, у депутатов от оппозиции, вступивших в очередное жесткое противостояние с большинством, не возникло вопросов, какие именно рекомендации были получены от ОБСЕ, когда они были получены и почему до сих пор не были учтены.
В экспертном сообществе затрудняются ответить на вопрос, какие именно рекомендации имел в виду Арчил Талаквадзе. Да и цифра в два десятка замечаний со стороны ОБСЕ звучит явно не в пользу правящей партии, еще не так давно утверждавшей, что все рекомендации были своевременно выполнены.
Сам лидер парламентского большинства озвучивать природу этих замечаний со стороны европейских экспертов не стал, равно как и ушел от ответа, почему предложение обсудить рекомендации поступило уже после того, как были проведены промежуточные выборы. Талаквадзе лишь отметил, что «Грузинская мечта» уже сделала многое для обеспечения представительства в парламенте большего числа политических сил, снизив избирательный порог на выборах 2020 года до 3%, ограничив количество мандатов для партии-победителя, усовершенствовав систему финансирования партий и обеспечив свободную избирательную среду в стране. А теперь, уверяет Талаквадзе, пришло время рекомендаций ОБСЕ.
По мнению некоторых наблюдателей, «Грузинская мечта» таким образом пытается сместить акценты: объединенная оппозиция все это время настаивает на конкретном изменении в законодательство – отмену мажоритарной системы уже в 2020 году, а не в 2024-м, как это записано в последних поправках в Конституцию.