Сегодня Грузстат подвел итоги внешней торговли за три квартала. Экспорт достиг лучшего результата за последние пять лет, заметно сократился импорт. Отрицательное торговое сальдо также снизилось до рекорда последних семи лет – 40%.
По данным Грузстата, в январе-сентябре 2019 года внешнеторговый оборот остался на уровне девяти месяцев прошлого года (9,2 миллиардов долларов), при этом экспорт вырос на 11,1 % (до 2,7 миллиардов долларов), а импорт сократился на 3,3% (до 6,5 миллиардов долларов).
Глава Минэкономики Натия Турнава не скрывала удовлетворения:
«Это еще раз свидетельствует, что мы правильно осваиваем экспортные рынки, и наша внешняя торговля максимально диверсифицирована».
Между тем основным направлением грузинского экспорта остается рынок СНГ, на его долю пришлось 52,6%, в страны ЕС экспортировано 22,8%. Что касается импорта, то тут относительный паритет: страны СНГ и ЕС поставили в Грузию продукции, соответственно, по 26,3% и 25,8%.
Крупнейшим экспортным товаром являются медные руды и концентраты, далее следуют легковые автомобили, ферросплавы. В общей доле импорта преобладают нефтепродукты, легковые автомобили, медные руды и ее концентраты.
По сути, согласно статистике, получается, что Грузия успешно перепродает легковые автомобили и медную руду. К примеру, в текущем году доля импорта автотранспорта составила 454 миллиона долларов, а той же продукции вывезено на сумму 482 миллиона долларов. То же с медной рудой, хотя часть ее оседает в самой Грузии, а часть перепродается в третьи страны после обогащения. Поэтому, по словам экономиста, профессора Тбилисского госуниверситета Иосифа Арчвадзе, говорить о коренном переломе во внешнеторговом балансе преждевременно:
«Эта на первый взгляд позитивная динамика свидетельствует о сокращении дефицита торгового баланса, но следует учитывать, что объем импорта при этом более чем в два раза превосходит экспортные показатели, да и доля реэкспорта составила треть от общего объема экспорта. Если сопоставить эту статистку, то успех выглядит эфемерным. Что касается импорта, то его спад в большей мере обусловлен сокращением покупательной способности населения, которая значительно ухудшилась после обесценения лари. Тут же надо отметить, что дешевый лари, в свою очередь, удешевил грузинскую продукцию, что повысило ее конкурентоспособность на мировых рынках. Экономика развивается недостаточными темпами, поэтому говорит о заслугах рано».
Что касается второй части заявления министра, где она поставила в заслугу правительству диверсификацию рынков, то и здесь Иосиф Арчвадзе считает, что за последние пять лет зависимость Грузии от российского рынка только возросла:
«Чем слабее государство, тем более осторожную политику оно проводит. В этом году мы ввезли 62% российской пшеницы и более 30% нефтепродуктов, экспортировав при этом около двух третей вина в Россию. Разумеется, есть соблазн дистанцироваться от ее рынка, но разумной альтернативы пока нет, и Грузии приходится проводить прагматичную политику, чтобы получить максимальную прибыль в условиях непредсказуемого соседа. Остальное покажет время».
Действительно, Россия по-прежнему занимает ведущее место во внешнеторговом балансе Грузии. На ее долю приходится 13,6% экспорта Грузии, далее следуют Азербайджан – 13,1% и Армения 9,6%; тройка ведущих импортеров распределилась следующим образом: Турция – 17,6%, Россия – 10,2% и Китай 10,0%.