Парламент Грузии заслушал последнего по счету, 20-го кандидата на пост судьи Верховного суда. Процесс прошел на фоне шумной акции у стен парламента. Оппозиция и представители НПО выступили против большинства из предложенных кандидатур. Голосование по списку состоится в парламенте в ближайшие дни.
Собеседования с кандидатами в судьи Верховного суда Грузии начались 23 сентября. И с первого же дня каждое слушание комитета проходило на фоне протестов гражданских активистов, которые перед зданием парламента требовали отменить собеседования с представителями, по их утверждению, «кланового порядка в судебной системе».
Согласно процедурам, каждый кандидат в течение дня отвечал на вопросы депутатского корпуса, а также Народного защитника, представителей научных кругов и неправительственного сектора.
Список кандидатов не раз попадал под огонь яростной критики. Оппоненты списка считали, что люди, принимавшие преступные решения при прошлых властях, не имеют права пожизненно занимать ответственные посты. Протест достиг такого накала, что ряды правящей партии покинули с десяток депутатов, категорически несогласных с представленными кандидатурами.
Одна из первых – независимый депутат и юрист Эка Беселия, сегодня призвала парламент голосовать против всего списка предложенных кандидатур:
«Около 15 судей, которые в прошлом вели судебную практику, не соответствуют стандартам компетентности и добропорядочности. Кроме пары счастливых исключений, мы видим удручающую картину. Оказалось, что Высший совет юстиции выбирал не лучших профессионалов, а представителей узкой группировки, тесно связанной с верхушкой судейского клана. Призываю коллег со всей ответственностью осознать, чему в будущем будет служить каждый поданный голос, чтобы избежать нашего возвращения в темное прошлое».
В оппозиции также заявили, что не будут отдавать свои голоса за скомпрометированных кандидатов. Глава парламентской фракции Роман Гоциридзе провел сегодня своеобразный перфоманс, угощая в парламентском буфете всех хинкали. Этим он подчеркнул, что принес блюдо в честь выигранного заочного спора, что не существует однокурсника, который подтвердил бы подлинность диплома генерального прокурора страны и кандидата в судьи Верховного суда Шалвы Тадумадзе. Напомним, в свое время много шума наделало известие, что генпрокурор занял должность по поддельному диплому.
«Все убедились, что кандидаты всецело зависимы от верхушки судейского клана, и есть серьезные вопросы к их компетентности: из 150 человек в список попали лишь те люди, которые косвенно или прямо были связаны с руководством Совета юстиции. Единственным плюсом можно считать то, что общественный протест принес свои плоды, процесс слушаний прошел максимально прозрачно, с соблюдением норм закона. Думаю, парламент должен проголосовать против списка, иначе демократическому развитию страны будет нанесен серьезный ущерб», – заявил Роман Гоциридзе.
По мнению конституционалиста Вахушти Менабде, прозрачный процесс отбора кандидатов показал, что большинство из них профнепригодны:
«Абсолютное большинство кандидатур не отвечает критериям высокого ранга судьи ВС. Этот процесс выявил удручающее положение, в котором находится судейский корпус страны, и так будет до тех пор, пока узкая группа людей будет контролировать судебную систему. Теперь выбор за парламентом, который окончательно прояснит вопрос взаимодействия между судебной властью и правящей командой и есть ли между ними факт негласного соглашения. Грузинский народ заслуживает судебную систему, которая будет стоять на страже интересов граждан, а не заинтересованной кучки людей», – подытожил юрист.
В правящем большинстве не высказались по поводу персоналий кандидатов. Единственный комментарий прозвучал от главы юридического комитета Анри Оханашвили:
«Мы обсудим с коллегами этот вопрос. Разумеется, на основе заслушанных интервью кандидатур у каждого сложилось свое мнение. Мы сошлись лишь в одном – по голосованию спешки не будет».
Таким образом, неясно, когда состоится голосование по предложенным кандидатурам. Оханашвили сказал, что определенность в этом вопросе появится в ходе консультаций с неправительственным сектором и оппозицией.