В Грузии приспущены государственные флаги. 25 февраля страна отмечает День советской оккупации. Представители власти, оппозиции, общественности в этот день считают своим долгом почтить память юнкеров и других воинов, погибших в битве с Красной армией, чтобы отстоять независимость молодой Грузинской демократической республики. В 99-ю годовщину советизации страны были также слышны сожаления о том, что страна сталкивается теперь с российским вмешательством в суверенные дела Грузии, что отголоски советского менталитета и мифы, связанные с этой датой, все еще бытуют в обществе.
Советская – нет, но российская оккупация продолжается. Эту мысль сегодня оглашали большинство представителей политической элиты Грузии. С утра они начали приходить к мемориалу юнкеров, которые пали в бою на подступах к Тбилиси в феврале 1921-го. Несмотря на самоотверженное сопротивление защитников Первой республики, 25 февраля, 99 лет назад, столица только что созданного государства оказалась под контролем Красной армии.
Ираклий Сесиашвили, глава парламентского комитета по обороне и безопасности, стоя у мемориала в Табахмела, провел историческую параллель между СССР и нынешней Россией:
«Спустя почти век нам приходится бороться за то, чтобы Россия осуществила деоккупацию. Но, в отличие от 1921 года, эта страна состоялась, рядом с ней стоит цивилизованный мир, международное сообщество, и правда на нашей стороне».
К таким параллелям прибегли и представители «Европейской Грузии». Сегодня в тбилисский парк имени Первой республики они принесли мемориальную доску, на которой были изображены депутаты Первой республики, расстрелянные советской властью. Депутат Серги Капанадзе напомнил обществу, что правительство Первой республики было вынуждено эмигрировать. Тяжелая судьба настигла и тех, кто стояли у истоков молодого прогрессивного для своего времени и демократичного государства. Ведь в Учредительное собрание входили пять женщин, и среди 110 членов-основателей были представлены все национальности и религиозные общины, проживающие в Грузии, говорит Серги Капанадзе:
«Это учредительное собрание (Первой республики) было многоэтническим. В него входили абхазы, осетины, армяне, немцы, также мусульмане, были русские, то есть представлено было все общество. Кроме того, собрание было многопартийным. И эту многоэтническую, многопартийную ассамблею Россия в лице Советского Союза уничтожила, страну оккупировала. Это пример того, что нам нужно хорошо помнить, как Россия может изменить страну после аннексии и оккупации. И ни одно поколение не должно забыть то, что тогда сделала Россия в отношении Грузии».
В День советской оккупации президент Саломе Зурабишвили обратилась к юнкерам военной академии в Гори:
«25 февраля – это не День поражения, потому что после этого пришла победа. Победа – это когда в 1991 году была восстановлена независимость. Победой является тот факт, что сегодня я, представительница той эмиграции, стою перед вами как ваш президент, а вы – правонаследники тех юнкеров-героев, которые воевали в Табахмела и Коджори».
О том, что Тбилиси может рассчитывать на поддержку США, с утра сообщило посольство США, обнародовав в связи с Днем советской оккупации пост на странице Facebook:
«Сегодня, спустя 99 лет с начала советской оккупации, США рядом с Грузией для защиты приобретенных тяжелой борьбой суверенитета и территориальной целостности».
Там же приведены слова известного грузинского писателя Михаила Джавахишвили о тяжести советской оккупации.
О тяжелом советском наследии решил поразмышлять и оппозиционер Мамука Хазарадзе, лидер «Лело»:
«К сожалению, ментальность и советское мышление не покинули нашу страну. Поэтому наша задача, чтобы ту декларированную независимость и свободу, которые вернула наша страна, реально претворить в жизнь. Настоящая свобода в стране начинается с защиты прав человека, со свободного суда и правосудия, которого, к сожалению, у нашей страны нет».
Грузинские историки часто отмечают, что те события, как и последующие годы советизации в Грузии, не изучены и оценены основательно. Дмитрий Силакадзе рассказывает о мифе, который очень долго внедряли в общество в советские годы, и который до сих пор бытует в обществе. Часто можно услышать, что февральские события – это была война между «большевиками» и «меньшевиками»:
«На самом деле, одно государство выступало против другого государства. И не имеет значение, какая партия была во главе какого государства. Еще обращают внимание, что на той (советской) стороне сколько грузин было. Их было около ста, среди тысяч представителей советских властей. А этнические грузины Иосиф Сталин и Серго Орджоникидзе – они были высокопоставленными чиновниками советской России, были ее частью и не могли принимать единоличные решения. Поэтому никак нельзя считать, что это была война между грузинами или «большевиками» и «меньшевиками». Это была война одного государства против другого государства».
Историк рассказывает еще об одном распространенном мифе:
«Якобы только юнкера защищали Тбилиси. Это неправда. В боях за Тбилиси воевали приблизительно 10-12 тысяч солдат и гвардейцев. Что же касается второй части мифа, – что якобы все юнкера погибли: по спискам всего было 183 юнкера, из них в те дни воевали 166, а погибло в этих боях девать юнкеров. Все это подтверждено на уровне документов, с установленными именами и фамилиями», – рассказал историк Дмитрий Силакадзе журналисту Нико Нергадзе в рубрике «Мифы, которые и ты считаешь правдой».