Грузинский лари достиг исторического дна – три с половиной за доллар. В правительстве заверяют, что ищут решение и просят не создавать ажиотаж.
«Масштабное снижение курса лари – это проблема, и мы понимаем озабоченность людей и бизнеса по этому поводу», – заявила сегодня министр экономики и устойчивого развития Натия Турнава.
При этом министр не ожидает роста цен – по ее словам, «негативные тенденции будут нейтрализованы, и мы вместе преодолеем эту проблему, как это было много раз».
«Все должны понимать, что существуют объективные обстоятельства, которые мы не можем контролировать. Национальные валюты обесцениваются во всем мире, в том числе в нашем регионе, и, конечно, лари не является исключением, потому что мы являемся частью глобального мира. Но мы сделаем все зависящее, чтобы смягчить влияние девальвации различными инструментами. Первым делом мы выбрали девять потребительских товаров, которые будут продаваться по фиксированной цене, несмотря на снижение курса лари. Думаю, сегодняшний курс лари в большой степени занижен. Нацбанк задействует все инструменты, чтобы замедлить падение», – обнадежила министр экономики.
По словам главы правления НПО «Общество и банки» Георгия Кепуладзе, банковский сектор испытывает серьезное давление. Поставленная на паузу экономика лишила многих средств к существованию, и часть населения забрала из банков свои накопления.
«Думаю, до масштабного банковского кризиса дело не дойдет. Сейчас власти совместно с сектором работают над разработкой нескольких кризисных сценариев, и думаю, к этому процессу необходимо подключить лучших финансистов и экономистов страны. Однако в конечном итоге мы будем вынуждены обратиться за помощью к международным донорам, так как в одиночку будет сложно выбраться из кризиса. К сожалению, валютные поступления в страну – а это туризм и экспорт – практически обнулены».
Вместе с тем эксперт посоветовал населению не поддаваться панике и не создавать продуктовый дефицит на рынке.
«Продуктового дефицита не будет. Туризм остановлен, магазины и кафе закрыты, и потребность в продовольствии значительно снижена. Удешевление топлива создаст дополнительный стимул к проведению посевных работ, и думаю, аграрный сектор справится с задачей. Повторюсь: никаких предпосылок для дефицита товаров первой необходимости нет», – подытожил Георгий Кепуладзе.
По словам экономиста, профессора университетов «Кавкасия» и «Сакартвело» Акакия Цомая, рано или поздно лари найдет новую точку равновесия:
«Резкое обесценивание лари будет меньше влиять на инфляцию, поскольку не только лари, но и валюты других стран теряют стоимость в отношении доллара. Поскольку другие валюты тоже падают, импорт для нас не будет очень дорогим. Российский рубль падает, то же самое происходит и с турецкой лирой. К примеру, в 2019 году в регионе обесценивался только лари, что оказало серьезное влияние на инфляцию, но сейчас это будет ощущаться в меньшей степени», – сказал Акакий Цомая.
Под конец дня Нацбанк выступил с обращением.
«Банковский сектор сохранит свою устойчивость, пока внешние шоки, вызванные пандемией коронавируса, не будут преодолены. В целях поддержки валютного рынка Национальный банк Грузии продаст на аукционе 40 миллионов долларов 25 марта», – говорится в сообщении НБГ.