О причинах затянувшихся кадровых решений

На уровне экспертного анализа, прогнозов и рекомендаций все опять сводится к трудоустройству нескольких амбициозных товарищей и удовлетворению их навязчивых желаний брать чужое.

В правительстве Южной Осетии накопилось внушительное число вакансий, среди которых портфели министров обороны, юстиции и иностранных дел. Некоторые вакантны более полугода, а некоторые – и того дольше.

Со стороны это обилие вакансий выглядит как одно из двух. Либо проблема в слишком короткой кадровой линейке и президенту просто не из кого подобрать замену. Либо должности придерживают для формирования предвыборных коалиций. Большинство цхинвальских респондентов придерживаются второй версии. Это отчасти повторяет ситуацию 2012 года, когда кандидат в президенты Леонид Тибилов был поддержан разными, подчас недружественными друг другу группами влияния как фигура компромиссная. Вместе они победили и создали так называемое правительство национального согласия. Правда, его участники потом перегрызлись, президент это самое правительство разогнал, многие ушли обиженными и, судя по всему, больше к президенту не вернутся.

Теперь ситуация от обратного. Действующий президент, как и прежде, без команды, должен собрать вокруг себя коллектив ресурсных товарищей, которые смогут добыть ему голоса на выборах. Судя по всему, как и в 2012 году, коллектив получится непростой. Я не пытаюсь блистать информированностью, а скорее констатирую общеизвестный факт: у всех местных ресурсных товарищей весьма конфликтная история отношений. Это издержки маленького общества. В России говорят: «Не гадь там, где живешь, и не живи там, где нагадил». Для реализации этого тезиса нужны российские просторы, а в маленькой Южной Осетии этого не получается, отсюда и непростые отношения. Поэтому повторюсь: коллектив будет сложный.

Your browser doesn’t support HTML5

О причинах затянувшихся кадровых решений

И, конечно, всем им надо будет что-то дать. Причем не потом, после выборов, а уже сейчас, потому что они поддерживают уже президента. Быть может, для этого и придерживаются какие-то вакансии? Президент, судя по всему, готовится к тому, что ему придется щедро делиться и властью, и контролем над российской денежкой. Об этом недвусмысленно говорится и в докладе близкого к Владиславу Суркову Центра политической конъюнктуры под названием «Выбор из тандема: президентские выборы в Южной Осетии-2017». Авторы доклада убеждены, что президент способен доказать свою безальтернативность как гарант равновесия внутри югоосетинских элит. Тех самых, говорится в докладе, которые в своем стремлении получить влияние над перераспределением ресурсов из России чуть не довели республику до гражданской войны в 2011 году и теперь намерены оспаривать власть. И, кажется, на этом содержание избирательной кампании исчерпывается. Правда, есть еще рекомендация после выборов трудоустроить тех, кто проиграет. По всему видно, что никакой конкуренции идей, политических или экономических предложений избирателя не ждет. Вся эта лирика в принципе не рассматривается как нечто возможное.

В общем, на уровне экспертного анализа, прогнозов и рекомендаций – все опять сводится к трудоустройству нескольких амбициозных товарищей и удовлетворению их навязчивых желаний брать чужое.

Наверное, это обидно для людей, которые доказали и себе, и окружающему миру, что способны как-то организовать свою жизнь, придерживаться общих правил. Во всяком случае, с государственным строительством у них получилось не хуже, чем у многих на постсоветском пространстве, причем даже там, где не было ни войны, ни изоляции, ни проблем со статусом. Но при этом вдруг оказалось, что у этих приличных людей нет политического класса, нет элит, способных смотреть чуть дальше собственного эгоизма.

Наверное, элита когда-нибудь появится, но сейчас ее нет. На ее месте чиновники, единственная мотивация которых – это коррупция. Вокруг этой коррупции и выстраиваются государственная система и все эти так называемые политические конструкции. Русские это быстро раскусили (быть может, потому, что у них такая же ситуация) и придумали, как контролировать югоосетинских партнеров.

В итоге мы становимся свидетелями весьма простого и, судя по всему, действенного рецепта сохранения стабильности в республике: сделать ставку на человека незлобного и способного делиться. Остальное старший брат берет на себя.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия