Памятные мероприятия, приуроченные к восьмой годовщине грузинской агрессии 2008 года, прошли и в Северной Осетии. Накануне вечером жители Владикавказа собрались у собора святого Георгия Победоносца, чтобы почтить память погибших в августовской войне.
По сложившейся традиции траурные мероприятия, посвященные памяти жертв грузинской агрессии 2008 года, проходят во Владикавказе вечером 8 августа. На площади перед храмом Святого Георгия священники отслужили молебен, а молодые активисты из горящих свечей выложили на асфальте надпись «Помним. 08.08.08». На большом экране демонстрировался короткометражный фильм о трагических событиях 2008 года. В этот вечер не бывает выступлений ораторов и громких пафосных речей. Люди минутой молчания отдают дань памяти погибшим друзьям, родственникам, защитникам, зажигают свечи, молятся.
Жительнице Цхинвала Эльзе в ночь с 7 на 8 августа 2008 года чудом удалось вывезти маленьких племянников из города. Она говорит, что не может забыть те страшные дни:
Your browser doesn’t support HTML5
«Седьмого числа мы выехали оттуда, и, когда мы выезжали, село Хетагурово уже горело, дым шел. Но я детей своих родственников вывезла, и все выехали. Жуткая ситуация там была, не дай Бог, чтобы хоть один человек это видел, не дай Бог… Моя двоюродная сестра сидела в подвале на улице Героев, они были вообще оторваны от наших. Единственное, что они слышали, – это стук гусениц грузинских танков… И только когда заехала русская армия, они выбрались из подвалов. Грузия до сих пор утверждает, что Россия напала на Грузию. Это ложь! Они врут, как раньше врали, и до сих пор врут. Никогда ни Осетия, ни Россия не шли войной на Грузию. Весь мир видел, как Грузия хотела стереть с лица земли Осетию, но наш народ выстоял, ребята наши выстояли, восемнадцатилетние, пока подходили русские солдаты. Никогда Грузия не победит Осетию, никогда!»
Уже не первый год я встречаю на акции памяти двух цхинвальских товарищей. Один из них – Владислав – заметил, что «среди присутствующих нет диванных патриотов и т.н. экспертов, которые неустанно рассуждают о судьбе Южной Осетии в соцсетях». Другой уроженец Южной Осетии Сослан Багияев уверен, что августовская война 2008 года «никогда не сотрется в памяти народной»:
«Сегодня в Северной Осетии жители Владикавказа пришли почтить память погибших во время войны в Южной Осетии. Я думаю, что это самое яркое проявление единства нашего народа, и, конечно же, хочется, чтобы на земле Осетии всегда были мир и счастье. Я очень бы хотел, чтобы в судьбе нашего народа больше не было таких трагических дат и чтобы мы ясно понимали, что люди, которые погибли, они погибли не зря, что это было жертвой нашего народа ради той высокой цели, к которой наш народ всегда стремился. Царство небесное тем, кого нет в живых! Рухсаг уаент! Что касается Грузии и их реваншистских планов, то мне сложно говорить, что у грузинских политиков на уме, но факт остается фактом: они до сих пор считают Россию агрессором, а Южную Осетию – признанное государство – частью своей территории. О каком добрососедстве можно говорить? Я пока не вижу доброй политической воли для того, чтобы реально наладить отношения».
Впервые на акцию памяти пришел личный состав Министерства внутренних дел Северной Осетии. Подразделения МВД принимали участие в принуждении Грузии к миру, рассказывает начальник управления личным составом МВД по РСО-А, полковник Виктор Трюхан:
«Мы, как граждане республики, сочли необходимым и уместным почтить память погибших в Южной Осетии. С первых дней этих трагических событий наши сотрудники принимали непосредственное участие, исполняли свой служебный долг, за что многие были удостоены государственных наград. Мне кажется, после тех событий, когда наша страна показала свои возможности, свои силы, в данном регионе ситуация стабилизировалась, но это не значит, что не остается очага напряженности».
У храма Святого Георгия были сотрудники и других министерств и ведомств. Они стояли с зажженными свечами в толпе неравнодушных горожан. Заместитель председателя комитета по делам молодежи Северной Осетии Марат Цагараев убежден, что августовская война – это общая боль всех осетин:
«Это не было никогда формальным поводом с 1988 года для Северной Осетии, когда вооруженные события только начинались. Северная Осетия переживала все эти события по добыванию независимости Республикой Южная Осетия наравне с братьями на юге, и большая часть северных осетин с первых же дней стала плечом к плечу на юге, защищая дома и жизни своих братьев. И в 2008 году очень много ребят было там еще до прихода российских войск, с оружием в руках они защищали жизнь своих братьев. Я напомню, что в четырехстороннем формате переговорном в СКК Северная Осетия на протяжении 20 лет как самостоятельная сторона отстаивала интересы Южной Осетии, и в 2008 году государственные и национальные отношения Южной Осетии отстаивали и на политическом, и на человеческом уровне. По зову сердца и исполняя свой долг, северные осетины брали охотничьи ружья и спешили на помощь Южной Осетии».
Участники траурной акции не спешили расходиться по домам. Встречая знакомых и друзей, они вновь вспоминали пережитые трагические события. В разговоре со мной собравшиеся повторяли, что время не лечит душевные раны и боль от потери близких не утихает.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия