Трое сотрудников уголовного розыска УВД Владикавказа, обвиняемых в превышении должностных полномочий по резонансному делу Цкаева, отпущены под подписку о невыезде. Полицейские были арестованы в ноябре прошлого года после того, как житель республики Владимир Цкаев скончался от пыток в Иристонском УВД Владикавказа.
Следственное управление СК России по Северной Осетии распространило информацию, согласно которой троим сотрудникам уголовного розыска Олегу Дзампаеву, Ацамазу Датиеву и Азамату Цугкиеву изменена мера пресечения с ареста на подписку о невыезде в связи с прекращением в отношении них уголовного дела по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия), так как, по результатам экспертизы, их причастность не подтверждена. Вместе с тем им предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Все трое были отпущены на свободу.
Сестра Владимира Цкаева Ирина Демурова считает, что полицейские несут ответственность за гибель задержанного. Говорит Ирина Демурова:
Your browser doesn’t support HTML5
«Они (полицейские) должны были доложить, наверное, о том, что в отделе убивают человека. Я считаю, что превышение должностных полномочий есть, они же знали, что там с ним творят. Они в здании присутствовали, мало ли что они сами его не били, не убивали, и их вина тоже есть. Следователь говорит, что есть показания, что они его не трогали, но они там присутствовали, они все это знали. Я знаю, что Дзампаев там точно не был, он выходил с другого крыла здания, но он тоже знал, что к задержанному такие меры будут использовать. Насчет остальных я не знаю, раньше говорили, что они принимали участие в избиении, что они его били. Я не знаю, что сказать – то нам одно говорят, то другое. Ведет дело сейчас Аслан Хугаев, он хорошо ведет, сдвинулось дело с мертвой точки после того, как он за это взялся».
Напомню, что в ноябре 2015 года житель Владикавказа Владимир Цкаев был задержан по подозрению в ранении сотрудника ОМОНа Романа Плиева. По версии следствия, 31 октября 39-летний Цкаев был доставлен в отделение полиции. В ночь на 1 ноября мужчина был госпитализирован в реанимационное отделение Республиканской больницы Владикавказа и скончался утром, не приходя в сознание. На следующий день родственники и соседи Цкаева организовали пикет возле здания правительства с требованием наказать виновных. С ними встретился тогдашний глава республики Тамерлан Агузаров, который пообещал участникам пикета взять дело под личный контроль. Вскоре Следственное управление СКР по Северной Осетии возбудило уголовное дело по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). Дзампаев, Датиев и Цугкиев были задержаны первыми по данному делу, суд продлевал арест полицейским четыре раза, однако до приговора дело не дошло, следствие продолжается.
Интересы семьи Цкаевых в суде представляли два адвоката – Руслан Дауев и Анжелика Сикоева. Сикоева находится за границей и недоступна для комментариев. Руслан Дауев пояснил, что Цкаевы отказались от его услуг, «не уведомив его об этом». Как рассказал мне Дауев, пару дней назад «в органах следствия ему сообщили, что он уже не представитель Цкаевых». При этом бывший адвокат семьи подчеркнул, что «он не может сказать, кто конкретно из полицейских причинял насильственные действия». Продолжает Руслан Дауев:
«Кто применял насильственные действия, у кого был умысел в этом, кто вступил в сговор причинить насилие? Те лица, которые причиняли действия, повлекшие насильственную смерть, характер их действий, по заключению экспертизы, сделанной в Москве, характер повреждений, обнаруженных врачами, говорит именно о том, что у них имелся умысел, потому что следы на теле указывают на то, что имело место истязание, об этом говорится в заключении. Человека можно просто побить, можно причинить тяжкий вред здоровью, но когда люди человека душат, – это умышленный тяжкий вред, влекущий смерть. Если кислород не поступает в организм, то он умрет».
Выяснить мнение адвокатов обвиняемых не удалось, они были недоступны для комментариев. Между тем и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по РСО-Алания, генерал-майор юстиции Марат Пеков заявил, что «все необходимые следственные действия, направленные на закрепление доказательственной базы, проводятся и расследование продолжается».