Конец политического года в Цхинвале прошел под знаком возвращения Эдуарда Кокойты. И местное, и российское экспертное сообщество целый месяц обсуждали заявления бывшего президента Южной Осетии о его намерении участвовать в выборах и возможные последствия этого шага.
Российский политолог Николай Силаев напоминает, что для участия в выборах президента республики необходимо соблюсти обязательный для кандидата ценз оседлости – 10 лет постоянного проживания в республике.
По мнению политолога, Эдуард Кокойты, проживший последние пять лет в России, хорошо понимал, что эта норма избирательного законодательства не позволит ему принять участие в выборах президента. Другое дело, полагает Николай Силаев, если многочисленные намеки Кокойты, что он намерен участвовать в выборах, не были рассчитаны собственно на участие в избирательной кампании:
«Он хорошо понимал, что и в Москве, и в Цхинвале не хотели бы повторения политического кризиса подобного тому, который был в 2011 году и который разразился, в том числе, благодаря Кокойты. Он, наверное, рассчитывал, что если напугать власти и в Москве, и в Цхинвале перспективой какой-то дестабилизации перед выборами, то те сразу побегут с ним договариваться и что-то предложат.
Your browser doesn’t support HTML5
– А что можно предложить в такой ситуации потенциальному возмутителю спокойствия?
– Например, должность, или какое-то участие в восстановлении республики, или какое-то иное участие в экономических делах Южной Осетии. Можно предложить какие-то бизнес-преференции в России. То есть что-то такое, что послужило бы для него достаточной причиной отказаться от попыток дестабилизировать ситуацию в республике».
Как относятся в Москве к этим заявлениям Кокойты?
По словам Николая Силаева, редко так бывает, когда в Москве самые разные ведомства настолько едины в своем отношении к той или иной пиитической фигуре. В данном случае такое редкое единодушие наблюдается в отношении Эдуарда Кокойты: никто из людей, которые имеют хоть какое-то отношение к делам, связанным с Южной Осетией, не хотят иметь с ним дело как с лидером республики. Говорит Николай Силаев:
«Мне кажется, что с самого начала это было предприятием с негодными средствами, потому что российский политический класс крайне неподатлив к попыткам такого давления.
– Тем более, когда существует такая консолидированная позиция?
– Да, и сыграть на каких-то межведомственных противоречиях совершенно невозможно. Если бы такие противоречия по кандидатуре Кокойты существовали, то были бы и какие-то шансы.
– С другой стороны надо отдать ему должное. Сегодня, когда российские белые воротнички вздрагивают при каждом окрике сверху, у него хватило и характера и даже дерзости пуститься в такое рисковое предприятие.
– Ну, этим его Бог не обидел. Но на Кавказе есть лидеры просто дерзкие, а есть еще и наделенные помимо дерзости какими-то талантами. После того как Южная Осетия была признана Россией, и Кокойты стал более заметен в российской политике, как мне казалось, он пытался копировать стиль поведения Рамзана Кадырова. Но Кадыров построил заново Грозный, а Кокойты Цхинвал не построил. В этом разница».
По мнению руководителя центра политической информации Алексея Мухина, и в Южной Осетии, и в Абхазии мы наблюдаем очередную схватку местных элит за контроль над ресурсами. В Абхазии, говорит Алексей Мухин, это привело к политическому кризису, и нет никаких гарантий, что и в ЮО эта борьба за контроль не приведет к таким же последствиям:
«Эта межклановая борьба, к сожалению, выходит из под контроля, не могу сказать федерального центра, потому что это не субъекты России, а другие государства, но тем не менее... Понятно, что их основным финансовым ресурсом является поступления из Российской Федерации, вот за них, собственно, и идет борьба.
– Вы считаете, что эта борьба за деньги может привести к политическому кризису?
– Это только возможно, но наиболее вероятно. Поэтому эта проблема будет решаться по линии спецслужб в том числе. Я не могу утверждать, но подозреваю, что спецслужбы будут задействованы в полной мере для решения этой проблемы.
– Это будет такой индивидуальный подход к каждому из участников процесса?
– Абсолютно верно».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия