В ЦИК Южной Осетии обратилась еще одна инициативная группа по выдвижению малоизвестного кандидата в президенты. Анатолий Джиоев – седьмой по счету претендент на высший пост. О нем мало что известно жителям республики.
Со вчерашнего дня жители Цхинвала пытаются узнать про очередного кандидата в президенты хотя бы минимальную информацию. Из того, что удалось выяснить благодаря коллективным поискам в социальных сетях: Анатолий Джиоев выдвигался в президенты и в 2012 году, не прошел экзамен по осетинскому языку, после чего стал агитировать в пользу бывшего посла РЮО в России Дмитрия Медоева. Сегодня мне его охарактеризовали еще и как «богатого питерского бизнесмена, который ездит на дорогом автомобиле BMW Х-6». До Анатолия Джиоева о своем желании баллотироваться заявили еще двое малоизвестных обществу лиц, которые в прошлом не были замечены в политической активности, – Алан Гаглоев и Амиран Багаев. По аналогии в республике начали вспоминать 2011 год с его безумным массовым порывом идти в президенты. Говорит жительница Цхинвала Фатима:
«Такая ситуация характерна не только для этих выборов, мы еще не достигли рекорда 2011 года, когда они были превращены в фарс. А в городе, на городских биржах, ребята спрашивали друг друга: ты не хочешь пойти в президенты? Видимо, у нас достаточно давно обесценен сам институт президентства. И это случилось не в 2011 году, не сейчас, а гораздо раньше, поэтому ничего другого ожидать было и нельзя. Что касается мотивации, побудительных причин людей, которые явно непроходные, – все просто. Объясняю это желанием заявить о себе, позиционировать себя, чтобы потом потребовать какие-то политические дивиденды – места, должности. Никто же не думает всерьез, что они наберут какой-то процент голосов».
Your browser doesn’t support HTML5
Моя собеседница добавила, что, в отличие от двух других кандидатов, Алана Гаглоева хотя бы знают в Цхинвале и у него есть поддержка среди молодежи. Про Джиоева и Багаева, по ее признанию, она никогда не слышала.
По мнению моего второго собеседника, 49-летнего госслужащего Алана, вся эта ситуация, несомненно, влияет на общее восприятие югоосетинских выборов. И вот почему:
«Мне кажется, что появление таких вот, даже не скажу, темных лошадок, а людей не известных никому, в предвыборной кампании по выбору президента само по себе определяет уровень, определяет отношение к выборам в Южной Осетии. Если неизвестные люди идут на выборы и у них есть какая-то надежда и уверенность в том, что они пройдут хоть какую-то ступень и будут бороться за пост президента, – это сильно подрывает имидж выборов как таковых. То есть ставится серьезный выбор – выбор руководителя на ближайшие пять лет. И когда на этом поле появляются малоизвестные люди, то люди, естественно, начинают думать: если появляются такие непонятные кандидаты, насколько серьезным может быть и то, что я, избиратель, отдаю свой голос другим кандидатам?»
Мне показалось, что малоизвестный кандидат Амиран Багаев даже обиделся на мои вопросы. Он считает, что главное – это желание помочь своей республике.
«Вас не смущает, что вас никто не знает, за вами нет никакого политического багажа?
– Так, хороший вопрос. То есть есть мнение, что мы этим дискредитируем выборы? А чем мы их дискредитируем?
– Обычно на выборы, тем более на пост главы государства, идут люди, имеющие определенный политический авторитет.
– А может, если завоевать доверие народа?
– Вы считаете, что можете сделать это во время предвыборных встреч?
– Может быть, надо постараться.
– На что вы рассчитываете, Амиран?
– На себя и на своих сторонников – это первое, на что я рассчитываю. Потому что (я понял суть вопроса) за мной нет никого влиятельного. А те сторонники, которые стоят сейчас рядом со мной, – увидите, такие же простые парни, как и я сам. Никаких «этих» за мной не будет. И мы постараемся донести до народа свое видение и то, что мы хотим сделать. Я думаю, у нас получится».
Найти сегодня Анатолия Джиоева оказалось для меня задачей невыполнимой. О том, где можно встретиться с новоиспеченным кандидатом, затруднились ответить даже знакомые сотрудники ЦИКа.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия