В российскую армию – по крымскому варианту

Включение югоосетинских частей в состав российской армии – это отражение статус-кво, сформированного в 2008 году

На днях в Москве было подписано соглашение о порядке вхождения отдельных подразделений вооруженных сил Южной Осетии в состав вооруженных сил Российской Федерации. По мнению экспертов, речь идет о сокращении югоосетинской армии – процессе весьма болезненном для южных осетин.

В официальной югоосетинской прессе говорится о том, что в процессе подготовки соглашения стороны достигли компромисса. По словам российского военного эксперта, полковника в отставке Виктора Баранца, компромисс заключается в том, что при выходе на пенсию уже из российской армии военнослужащим будет засчитываться выслуга в югоосетинской армии или стаж работы в Южной Осетии для гражданского персонала. Говорит Виктор Баранец:

«Засчитываться стаж будет при наличии соответствующих документов. Причем нам нужны документы, закрепленные на государственном уровне – мы к этому относимся серьезно. Об этом и был разговор, потому что человек пойдет и где-то купит себе свидетельство, что он где-то работал или служил лет пятнадцать, а Российская Федерация давай плати. Мы уже своего такого нахлебались».

Your browser doesn’t support HTML5

В российскую армию – по крымскому варианту

Еще один вопрос, который обсуждался при подготовке документа, связан с присягой. Решено, что югоосетинским военным при переходе в состав российской армии не придется принимать новую присягу, говорит Виктор Баранец:

«Им не придется переприсягать, у них будут короткие служебные обязательства на период контракта. Контракты бывают разные, они согласились подписать хоть на десять лет, но мы им разрешили на пять, некоторым – на три. Эти люди будут служить в соответствии с обязательствами, которые практически ничем не отличаются от присяги, за исключением того, что человек не говорит «я гражданин Российской Федерации...»

– Это как в Крыму было, когда принимали на службу в российскую армию украинских военных?

– Да, это и есть крымский вариант.

– А как насчет сохранения званий при переходе в российскую армию?

– Кто переходит в российскую армию, будет носить российские звания и руководствоваться российскими уставами.

– Т.е. если, к примеру, офицер югоосетинской армии, но без высшего образования, он не может быть офицеров в российской армии?

– Все будет детально рассматриваться. Какого-то тупого шаблона не будет – все будет разумно взвешиваться».

Все это выглядит как демонтаж югоосетинской армии, если не сказать утилизация, правда, на максимально комфортных для ее служащих условиях. Российский политолог Сергей Маркедонов считает подобные сравнения слишком топорными. По его мнению, здесь уместнее термин объединение, которое, подчеркивает политолог, напрашивалось уже давно:

«Нередко можно в каких-то публикациях или выступлениях встретить тезис, что это какое-то новшество. Но ведь включение югоосетинских частей в состав российской армии – это отражение статус-кво, сформированного в 2008 году, когда стало ясно, что Москва является гарантом безопасности Южной Осетии».

Сергей Маркедонов говорит, что в своей недавней поездке по республике он слышал разные мнения по поводу сокращения югоосетинской армии. Те, кто рассматривает суверенитет как промежуточный этап перед вхождением в состав России, относятся к этому легче. В то время как сторонники суверенитета воспринимают сокращение армии весьма болезненно – как утрату одного из главных атрибутов государственности. Говорит Сергей Маркедонов:

«Надо понимать, что югоосетинская армия – это армия открытого действующего актуализированного конфликта. В то время как сейчас в Южной Осетии запрос на некий переход к новому – от состояния осажденной крепости к развитию.

И коль уж мы говорим о развитии, то встает вопрос: если Россия нам уже гарантирует безопасность и экономическое развитие, то тогда какой смысл держаться за атрибуты прошлого? Пусть атрибуты, имеющие некое сакральное значение, но все-таки прошлого».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия