После пасхальных праздничных выходных в Южной Осетии началась рабочая неделя и обсуждение нового этапа в православной жизни государства. Впервые в истории Южной Осетии глава республики обошел стороной празднование Великой Пасхи прихожанами и священнослужителями в главном ее храме – Рождества Пресвятой Богородицы. Анатолий Бибилов и местное чиновничество приняли участие в пасхальной службе церкви 58-й российской армии.
В ноябре прошлого года «Эхо Кавказа» со слов прихожан и представителей совета при Аланской епархии опубликовало сюжет о неожиданном визите к ним президента РЮО Анатолия Бибилова. Глава государства пытался преподнести идею вхождения епархии в лоно РПЦ, которую он якобы обсуждал с Патриархом Кириллом. Тогда участников той встречи, по их словам, смутило только то, что Бибилов предложил им в одностороннем порядке написать специальное письмо-прошение, адресованное представителям Русской православной церкви.
Your browser doesn’t support HTML5
Верующие Южной Осетии задали президенту резонный вопрос: если все это обсуждалось на столь высоком уровне, то они хотели бы получить и рассмотреть по этому поводу предложения самой РПЦ. Однако Анатолий Бибилов не смог ответить на этот вопрос, после чего канцелярия Аланской епархии направила в канцелярию РЗЦ письмо с просьбой разъяснить позицию российской церкви. Ответа, по словам представителей Аланской епархии, они до сих пор не получили. Продолжает отец Симон:
«Мы послали письмо Иллариону, предстоятелю Зарубежной церкви Московского патриархата, где просили объяснить, разъяснить этот вопрос, суть их предложения, все детали, но до сих пор ответа не получили. Нам озвучили предложение, мы должны быть в курсе сути этого предложения, что оно из себя представляет? Это может быть признание Аланской православной церкви и общение, и тот же вопрос канонической территории, как они к этому относятся? Очень много вопросов, и если есть предложение, то надо его обсуждать, надо разговаривать, в этом нет ничего такого».
Общение с президентом в ноябре прошлого года было крайне эмоциональным, и в сердцах Анатолий Ильич даже выдал фразу, что никогда больше не переступит порог храма Рождества Пресвятой Богородицы. Бибилов слово сдержал, и с тех пор все православные праздники и службы в главной церкви Южной Осетии проходили без его участия. Мало того, перестали посещать ее и местные чиновники за редким исключением. Например, продолжает посещать храм постпред президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев.
8 апреля, когда весь православный мир отмечал Великую Пасху, Анатолий Бибилов вошел в историю независимого Государства Алания как первый ее президент, который поздравлению прихожанам местной церкви предпочел службу в храме РПЦ, построенном в центре Цхинвала и относящемся к территории 58-й российской армии.
Отец Симон в разговоре с «Эхом Кавказа» сказал, что каждый православный имеет право выбирать, куда, в какую церковь ему идти, и христианин Анатолий Ильич не исключение. Хотя поздравления главы государства ждали и те граждане республики, которые пришли в храм Рождества Пресвятой Богородицы:
«Мы очень маленький народ, и все должны быть единомысленны в некоторых вопросах, нас ничего не должно разделять. И в основных вопросах мы должны быть единомысленны. Это был праздник, великий праздник, самый главный праздник для христиан. Всем было бы, конечно, приятно, если бы нас поздравили в этой нашей радости и поучаствовали в ней. Но... как есть, так есть».
Аланская епархия всегда в гуще тех событий, которые происходили в новейшей истории Южной Осетии, говорит член епархиального совета и прихожанин Давид Санакоев. Священники епархии крестили защитников родины, они молились за наших бойцов, которые отстаивали независимость нашего государства. Мы никогда не говорили о том, что мы против какой-то церкви. Каждый человек сам выбирает, куда ему ходить, ведь в церковь мы ходим помолиться Господу, это нас объединяет. Но, к сожалению, в эту ситуацию начинают вплетаться другие вопросы, несвязанные с верой, и мне с сожалением приходится говорить о том, что люди пребывают в замешательстве:
«Я думаю, как и каждое христианское общество, и христианская вера в общем, которая, по сути, говорит, что в основу каждого действа необходимо вкладывать любовь: любовь к ближнему своему, к Господу. Поэтому я думаю, что те конфликты, которые сейчас появляются и люди о них слышат, провоцируют такие вопросы: ты в какую церковь пойдешь, в ту или в эту? В ту ходят чиновники во главе с президентом, а в эту ходят те, кто и ходил, обычные прихожане. И вот на эти большие праздники тоже, к сожалению, не было того традиционного посещения представителей власти, когда во главе с президентом приходили и глава правительства, и парламент, когда все приходили в главную нашу церковь, куда мы обычно ходим. Вместо того чтобы идти на консолидацию, собирать вместе народ вокруг одной идеи, вокруг веры, у нас получается так, что народ разделяется. Но, к счастью, я могу сказать, что люди ходят в церкви, обращаются к Богу, и это самое правильное и лучшее. В какую бы церковь они не ходили».
Информационным молчанием обошли празднование Пасхи в храме Рождества Пресвятой Богородицы и государственные СМИ. Большой сюжет на местном телеканале был посвящен визиту в храм Святой Троицы в центре Цхинвала Анатолия Бибилова и местного чиновничества.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия