«Красный циркуляр» Интерпола и демарш Цхинвали

Встреча в Эргнети в рамках механизма по превенции инцидентов и реагированию на них сорвана – свой демарш представители Цхинвали аргументировали неприемлемой для них повесткой

Встреча в Эргнети закончилась, не начавшись. Представители Цхинвали покинули переговорную палатку в знак протеста против наличия в повестке дела Арчила Татунашвили. Наблюдатели считают, что демарш вызван включением подозреваемых в убийстве грузинского гражданина в «красный циркуляр» Интерпола.

Встреча в Эргнети в рамках механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них сорвана – свой демарш представители Цхинвали аргументировали неприемлемой для них повесткой. В частности, как говорится в официальном заявлении Службы госбезопасности Грузии, делегация де-факто республики отказалась обсуждать вопрос обстоятельств гибели на территории, неподконтрольной официальному Тбилиси, двух граждан Грузии:

«Они потребовали удалить из повестки дня IPRM дела Арчила Татунашвили и Давида Башарули. Подобные требования и разговоры на языке ультиматумов в формате IPRM являются категорически неприемлемыми для центральных властей Грузии, поскольку они противоречат фундаментальным принципам механизма по превенции инцидентов и реагированию на них».

Your browser doesn’t support HTML5

«Красный циркуляр» Интерпола и демарш Цхинвали

Впрочем, по мнению наблюдателей, столь нервная реакция представителей Цхинвали на вопросы, которые регулярно поднимаются на подобных встречах, обусловлена решением Интерпола объявить подозреваемых в убийстве Арчила Татунашвили в международный розыск.

С 13 сентября 2018 года представитель ленингорской (ахалгорской) прокуратуры Давид Гурциев и начальник районного КГБ Алик Табоев включены в «красный циркуляр». В сообщении грузинского МВД по этому поводу говорится, что решение было принято на основании данных, предоставленных Грузией, и в случае если лица будут идентифицированы на территории стран-членов Интерпола, грузинская сторона примет все необходимые меры для их экстрадиции с целью ареста и дальнейшего осуществления правосудия.

Гурциеву и Табоеву заочно предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного кодекса Грузии, грозящим от 12 до 20 лет лишения свободы. Указанные лица обвиняются в ограничении свободы при отягчающих обстоятельствах трех граждан Грузии и пытках, в результате которых скончался Арчил Татунашвили.

Как отметила госминистр по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили, розыск Гурциева и Табоева по линии Интерпола был необходимым шагом для Грузии:

«Мы используем все правовые меры для того, чтобы правосудие свершилось и виновные понесли наказание. Как и в случае убийцы Отхозория, который уже идентифицирован и чья вина уже доказана грузинским судом, это необходимая мера, которую грузинское государство обязательно использует. Это значит, что эти лица будут задержаны, если будут передвигаться за пределами Грузии».

С запросом об объявлении Гурциева и Табоева в розыск по «красному циркуляру» Главная прокуратура Грузии обратилась к Интерполу 6 июля. При этом, по словам адвоката семьи Арчила Татунашвили Иосеба Хатиашвили, требование о передаче этих лиц направлено и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Но вопрос в том, выполнит ли в этом случае Москва свои международные обязательства:

«У России есть административная практика, кого хочет – задерживает, а кого не хочет – нет, кого хочет – передает, а кого не хочет – нет. Кроме России, в любой другой стране разыскиваемых лиц задержат и передадут Грузии».

Адвокат надеется, что к фамилиям Гурциева и Табоева в ближайшем будущем добавятся и другие обвиняемые. Такого же мнения придерживается и руководитель Центра реабилитации жертв пыток «Эмпатия». По словам Мариам Джишкариани, «список Отхозория-Татунашвили» должен быть расширен, а в «красный циркуляр» Интерпола должны быть включены лица, которые участвовали в экспертизе, проведенной в Цхинвали и России:

«Не только эти два лица должны разыскиваться по линии Интерпола. Должно быть начато следствие в отношении тех, кто принимал участие в сокрытии преступления. В деле ведь есть и другие материалы. Например, из цхинвальской т.н. прокуратуры пришло письмо, где они подтверждают, что Арчилу Татунашвили были нанесены физические увечья, и это якобы было сделано для превенции сопротивления со стороны задержанного. По этому вопросу на месте не ведется расследование, что является нарушением международных стандартов. Когда человек, находящийся в заключении, умирает, должно начаться расследование и существовать соответствующая документация. Должны быть привлечены к ответственности врачи цхинвальской больницы. Не существует документации о том, в каком состоянии доставили в больницу Арчила Татунашвили. Если его привезли уже мертвым, то это тоже должно быть ясно».

По словам эксперта, если хорошо проанализировать дело Татунашвили, то будет выявлено много высокопоставленных чиновников де-факто властей, представителей соответствующих структур России, которые были вовлечены в факт сокрытия преступления, и в отношении них должно начаться расследование. При этом Джишкариани подчеркивает: исследования, проведенные грузинскими судмедэкспертами, подтверждают, что опираться на заключение российской экспертизы нельзя, в ней существуем множество неточностей и несоответствий.