Исполнение мечты. Дубль два

Несмотря на противоречия внутри «Мечты», правящая партия и независимый кандидат вместе пойдут на второй тур

Саломе Зурабишвили идет на второй тур. Независимый кандидат, не сумевшая преодолеть 50%-ный барьер с первой попытки, провела немного запоздалый специальный брифинг.

Найти силы для второй попытки – это главный посыл независимого кандидата Саломе Зурабишвили своим сторонникам. Фаворит президентской гонки целых два дня после завершения голосования отказывалась от общения с прессой. Но сегодня все же решила нарушить обет молчания:

«Приветствую всех, кто сегодня собрался здесь, всех, кто слышит меня. В первую очередь хочу поблагодарить всех, кто пришел на выборы, кто поддержал меня, отдал свой голос. Кто на протяжении последних двух месяцев принимал участие в кампании, представителей «Грузинской мечты». То, что произошло 28 октября, – победа этих людей. Может быть, кто-то считает, что это не такая уж и победа, но первое место в первом туре – это победа. На фоне той грязной кампании, которая имела место. «Рустави 2» думает, что я сниму свою кандидатуру. И кому я оставлю страну? Вашадзе и России? Оставлю своих соратников посреди борьбы? Нет! Думаю, они меня не знают. Я кахетинка и мегрелка, я пойду да конца за свою страну и народ. Я готова. Мы готовы. Мы готовы? Мы готовы ко второму туру! Потому что мы верим в вас, в ваш выбор, в то, что вы знаете, что нужно стране. Сегодня выбор не между двумя кандидатами, не между двумя партиями. Сегодня – выбор между двумя Грузиями. Мы все вместе идем в бой. На нашей стороне правда, на нашей стороне Европа, на нашей стороне современное будущее Грузии».

Your browser doesn’t support HTML5

Исполнение мечты. Дубль два

Как иронизируют в соцсетях, наконец «собралась».

«Когда соберусь – скажу», – этот комментарий Саломе Зурабишвили журналисты неизменно получали на любой вопрос, который пытались задать кандидату в президенты. Даже пошли слухи: между ней и «Грузинской мечтой» произошел если не разрыв, то точно разлад. Неожиданные для правящей партии итоги воскресного голосования (экзитпол «Грузинской мечты» предрекал Зурабишвили 54%), видимо, не очень хорошо сказались на нервной системе как кандидата, так и верхушки партии власти. Мэр Тбилиси Каха Каладзе даже посетовал, что «Мечта» выбрала не того кандидата:

«К сожалению, концентрация власти, как любой власти, придала нам излишнюю самоуверенность. Процесс мобилизации наших сторонников также был ослаблен из-за того, что мы выдвинули не своего представителя, а поддержали независимого кандидата».

Именно на эти слова, по мнению некоторых наблюдателей, и могла обидеться Зурабишвили, довольно искренне уверенная в том, что именно ей, как потомку основателей Первой республики, на роду написано быть президентом республики нынешней. Так что подобные высказывания, вкупе со сложно-предсказуемым вторым туром, вполне могли подпортить нежные чувства, сложившиеся между ней и правящей командой за последние месяцы.

Не осталось незамеченным и то, что на следующий день после голосования Зурабишвили не появилась в офисе «Мечты», где проходил «разбор полетов». СМИ даже предположили, что недовольная результатами первого тура, а главное, реакцией представителей правящей команды, еще недавно наперебой расхваливавших ее достоинства, может и вовсе отказаться от дальнейшей борьбы, предоставив «Мечте» самой разбираться с кандидатом от объединенной оппозиции.

Не появилась Зурабишвили и на сегодняшнем собрании партии, которое посетил лично Бидзина Иванишвили. Глава парламентской фракции «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе по итогам встречи отметил, что повестка касалась общей стратегии и не затрагивала вопрос Зурабишвили:

«Господин Бидзина часто посещает встречи, в том числе и касающиеся деятельности (предвыборного) штаба. Мы еще вчера заявили, что в штабе многое надо привести в порядок. Госпожа Саломе во встрече участия не принимала. Я ее сегодня не видел».

После таких туманных объяснений часть экспертов предположила, что опасения о возможном демарше Зурабишвили вполне могли иметь под собой основу, так как госпожа кандидат не раз доказывала, что является очень непредсказуемым человеком. Но политолог Гия Абашидзе возражает:

«Подобные опасения не могли иметь под собой серьезных оснований, так как в соответствии с грузинским законодательством кандидат в президенты не может снимать свою кандидатуру со второго тура выборов, его имя все равно будет фигурировать в бюллетене».

И в правящей партии этого не могли не знать. И тем более странными выглядят сожаления о «неправильности выбора». Впрочем, политолог Хатуна Лагазидзе объясняет это тем, что «Грузинская мечта» уже встала на путь саморазрушения:

«Несмотря на призыв Иванишвили не кокетничать, в «Грузинской мечте» продолжили это делать, и результат первого тура говорит о том, что «Мечта» потеряла административный ресурс. Она даже не смогла мобилизовать голоса работников бюджетных учреждений в достаточном количестве».

Тем не менее сегодняшнее заявление Зурабишвили расставило точки над «и». Несмотря на явные противоречия внутри «Мечты», правящая партия и независимый кандидат вместе пойдут на второй тур.