Альберт Бондаренко: «Новое постановление ничего не меняет к лучшему»

На той неделе три корабля-нарушителя были арестованы в гагрской бухте, их судьба в настоящее время не известна

Общественность Гагры недавно остро поставила вопрос рыбной путины. Речь шла о том, что лов рыбы производится с превышением квот и рыболовецкие сейнеры работают в запретной пятисотметровой зоне. Варварские способы лова приводят к уничтожению хамсы как кормовой базы разных видов рыбы и к нарушению экологии моря. Кабинет министров принял постановление, которое должно было усилить контроль за выловом рыбы, однако активисты считают, что оно не только не изменило ситуацию к лучшему, но, наоборот, увеличило квоту и число кораблей, занимающихся ловом рыбы в абхазской акватории.

21 декабря 2018 года в Абхазии началась рыбная путина, а 27 декабря первые сейнеры вышли в море. Семи рыбоперерабатывающим предприятиям кабинет министров выделил квоту на вылов хамсы в размере 27 тысяч тонн.

Размер квоты определяет Азово-Черноморский институт рыбного хозяйства совместно с Институтом экологии Республики Абхазия на основе изучения рыбных запасов и возможности их добычи без вреда для популяции.

Your browser doesn’t support HTML5

Альберт Бондаренко: «Новое постановление ничего не меняет к лучшему»

Эта квота явно не устраивает производителей рыбной муки из хамсы, так как заводы могут быть рентабельными при получении на переработку не менее шести тысяч тонн рыбы.

Общественность ставит вопрос о том, что предприятия на самом деле добывают и перерабатывают намного больше, чем разрешенная квота.

Вторая проблема, которая возмущает общественность, – это нарушение кораблями-ловцами пятисотметровой зоны. Закон разрешает лов только за пределами этой зоны, это связано с тем, что у берега рыба отдыхает и нерестится, а также с тем, что кошельковые неводы в прибрежной зоне разрушают экологию дна. Ловля хамсы в этой зоне приводит к тому, что в сети попадают разные виды рыбы, в том числе, запрещенные к вылову.

На той неделе три корабля-нарушителя были арестованы в гагрской бухте, их судьба в настоящее время не известна.

5 февраля президент Абхазии Рауль Хаджимба провел совещание по вопросам усиления контроля за соблюдением правил вылова рыбы в ходе текущей рыбной путины. Речь шла о нарушении рыболовецкими предприятиями установленных правил, а именно, 500-метровой зоны, превышении установленных квот и вылове рыбы, неразрешенной к добыче.

Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел было поручено в течение недельного срока провести необходимые проверки, по итогам которых будут приняты решения о привлечении кораблей-нарушителей к надлежащему виду ответственности, вплоть до уголовной.

Президент поручил администрации президента и кабинету министров в течение двух дней подготовить изменения в Постановление правительства, регламентирующее вылов рыбы, направленные на ужесточение мер ответственности нарушителей, ввести запрет на экспорт всех видов рыб, за исключением хамсы.

Уже 8 февраля в целях сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов премьер-министр Валерий Бганба подписал ряд документов.

Их прокомментировал председатель Федерации спортивного рыболовства и охоты Альберт Бондаренко, который был в числе тех активистов, которые выступали против нарушений и озвучивали проблемы нынешней путины.

Альберт Бондаренко сказал: «Нас интересует пункт второй этого постановления, где написано «ограничить общее количество судов, единовременно осуществляющих промышленный лов хамсы» 39-ю единицами. Первое и второе постановления кабмина от 21 декабря 2018 года и январское, не помню точно число, когда оно было издано, там было указано число кораблей – 26 единиц. То есть идет увеличение судов, которые, соответственно, будут ловить большее количество рыбы. Мы говорим о том, что нужно уменьшить количество судов, уменьшить квоту, потому что имеет место перелов хамсы. Об этом говорят и Роман Дбар, директор Института экологии, и представители Азово-Черноморского института. Почему же мы увеличиваем количество судов? И я вам так скажу: новое постановление ничего не меняет к лучшему, оно не только не ограничивает, а увеличивает права тех предприятий, которые вылавливают хамсу для переработки и для экспорта».

Постановление кабинета министров увеличило не только количество кораблей, но и квоту вылова хамсы с 27 тысяч тонн до 39 тысяч тонн. Ничего хорошего для экологии Бондаренко в нем не видит.

В постановлении кабинета министров в осенне-зимнюю путину 2018-2019 гг. запрещен экспорт промысловой рыбы, за исключением хамсы, а также привлечение к промыслу рыбы для обеспечения внутреннего рынка иностранных рыболовецких судов, вылавливающих рыбу при помощи тралов. Вылов рыбы рыболовецкими судами в 500-метровой зоне от береговой линии запрещен повсеместно, как лов рыбы и стоянка рыболовецких и транспортных судов в запретных районах и в предустьевой зоне рек Псоу, Бзып, Мчыш, Гумиста, Кяласур, Кодор, Аалдзга, Ингур.

На комитет по экологии и охране природы возлагается обязанность обеспечить контроль за недопущением превышения установленного количества судов, а также за надлежащей очисткой предприятиями, осуществляющими добычу и переработку рыбы, жидких стоков и газообразных выбросов в атмосферу.

Альберт Бондаренко считает, что осуществить контроль, который возложен на экологов, они не в состоянии, потому что у них нет ни плавсредств, ни людей, которые бы могли этим заниматься.

На вопрос о том, известна ли ему судьба трех арестованных кораблей, Альберт Бондаренко ответил: «Пограничная служба Российской Федерации арестовала эти корабли, зафиксировала документально и должна была послать эти документы в наш комитет по экологии, который, в свою очередь, после обработки посылает их в экологическую прокуратуру. Но так как президент поручил заниматься этим Министерству внутренних дел, то сейчас ни у МВД, ни у экологов никаких документов нет. Эти корабли, насколько я знаю, стояли в порту Сухума и ждали своей участи, то есть штрафа, который они должны оплатить, так как их лов прекращен до того момента, как они штраф оплатят. Еще неизвестно, какие санкции будут этим кораблям выписаны: за лов в запретной зоне (3000 рублей с корабля) или они будут оштрафованы за то количество и тот вид рыбы, которую они выловили, а это – десятки тонн, и там штраф уже совсем другой».

Начальник отдела информации МВД Ирина Киут сообщила, что для исполнения поручения президента министром внутренних дел назначена проверка правомерности ведения рыбного промысла в республиканской акватории Черного моря. В отношении ряда юридических лиц, специализирующихся на данном виде деятельности, отделом дознания МВД проводится проверка законности ведения добычи рыбы. По результатам проверок будет принято процессуальное решение. О результатах проверки обещали в ближайшее время проинформировать общественность.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии