Кадры с камер наружного наблюдения, снятые в ночь убийства грузинского правозащитника Виталия Сафарова, были представлены сегодня тбилисскому городскому суду. Там состоялось одиннадцатое заседание по делу, получившему широкую огласку.
По версии следствия, непосредственно на месте преступления было семь человек: это сам Виталий Сафаров, Отар Гелашвили, Ираклий Белтадзе, Зураб Морчиладзе, Николоз Шанава и обвиняемые – Автандил Канделакишвили и Георгий Сохадзе, он же Слэйер.
Некоторые из этих людей впервые встретились друг с другом в ту ночь, кто-то был знаком и с той и с другой стороной, третьи были близкими друзьями. По кадрам, представленным сегодня в суде стороной обвинения, можно проследить, как все эти люди в конечном счете оказались в месте, где произошло вызвавшее резонанс убийство.
Your browser doesn’t support HTML5
Камера №1
04:03 утра. Площадь Свободы. Вход в бар «Варшава». На кадрах бармен, еще несколько человек, люди разговаривают, кто-то пьет, появляется Виталий Сафаров. Как рассказывал один из свидетелей – Отар Гелашвили, в ту ночь они пришли туда вместе. Сразу за Сафаровым следует Ираклий Белтадзе, он в свою очередь пришел в «Варшаву» с двумя приезжими из России девушками. Согласно свидетельским показаниям, он был знаком с Гелашвили. Вскоре к бару подходят трое – Николоз Шанава, Автандил Канделакишвили и Георгий Сохадзе. Из бара выходят Сафаров, Белтадзе и девушки. Белтадзе говорит о чем-то с Сохадзе, у которого в левой руке виден некий предмет. Прокурор, демонстрируя запись, говорит, что это кастет. Белтадзе и Сохадзе пожимают друг другу руки, Белтадзе отходит, но потом в 04:23 возвращается и продолжает разговор. Через некоторое время в сторону находящегося рядом кафе «Сабвей» двигаются Канделакишвили, Сохадзе, Шанава. За ними следуют Белтадзе, Гелашвили и Сафаров, который до этого никакого участия в назревавшем между Сохадзе и Белтадзе конфликте не принимал.
Камера №2
Как развивались события дальше можно проследить по кадрам, снятым угловой камерой кафе «Сабвей». В 04:15 за угол сворачивают Канделакишвили и Сохадзе, за ними идут Гелашвили, Шанава и Сафаров, последними следуют Белтадзе и Морчиладзе. Теперь все, что фиксирует камера, – это освещенная площадка и ступеньки, ведущие вниз – к месту, где все случилось. Все, что происходит там, видно плохо. Еле различимые в темноте силуэты. Прокурор показывает эту запись без перемотки. Все 17 минут в зале суда стоит напряженная звенящая тишина. Несмотря на то, что происходящее на кадрах трудно различимо, – все понимают, что, сейчас, когда движения силуэтов на записи становятся более резкими и быстрыми, происходит убийство Виталия Сафарова. Несколько женщин в зале бесшумно плачут. Душно. Судья делает знак, чтобы в зале включили кондиционер.
В 04:35 к месту преступления спускаются несколько сотрудников бара. Кто-то говорит по телефону. Чуть не упав на ступеньках, бежит Белтадзе и скоро возвращается обратно с салфетками в руках. В 04:39 приезжает полиция. Еще через пять минут – скорая помощь. В 04:46 тело Виталия Сафарова несут на носилках – на ступеньках идущий впереди человек спотыкается и носилки падают. Их тут же поднимают: мимо камеры проносят тело Виталия Сафарова.
Камера №3
Запись с этой камеры самая короткая. Не больше пяти секунд. Это улица Дюма, к которой можно пройти, завернув за угол около кафе «Сабвей». Мимо камеры гостиницы Le Caucasus проносятся трое: Канделакишвили, Сохадзе и Шанава. У Канделакишвили в руках нож.
Адвокат последнего – Зураб Бегиашвили полагает, что тот факт, что эти трое убежали с места преступления, вовсе не означает, что кто-то из них имел отношение к убийству:
«Столкновение между двумя группами не могло происходить с применением силы только одной стороны. Мы не можем сказать, что острые предметы были только у одной стороны. На задней части туловища Виталия Сафарова также есть ранения серьезного характера. Я не исключаю, что люди с противоположенной стороны конфликта – я не имею в виду Виталия Сафарова, потому что он вообще в нем не участвовал, включился только в самом конце, пытаясь, видимо, разобраться в происходящем, так вот эти люди могли быть вооружены острыми предметами. Возможно, именно они нанесли ранения своему другу. Когда ты откуда-то убегаешь, это не означает, что ты что-то пытаешься скрыть, а, возможно, ты делаешь это для того, чтобы спастись самому. Медицинская экспертиза показала, что у Автандила Канделакишвили были физические повреждения, как и у свидетеля З.М. – у него было сотрясение мозга».
В то же время прокурор Михаил Чхеидзе считает, что кадры с камер видеонаблюдения, как нож, и другие улики, продемонстрированные сегодня в ходе судебного заседания, однозначно указывают на виновность людей, которые находятся на скамье подсудимых:
«На камерах хорошо видно: убегая, Автандил Канделакишвили в правой руке держит именно тот нож, который был изъят органами в ходе следственного эксперимента с Николозом Шанава. Местонахождение ножа указал именно он: он был спрятан в водосточной трубе строящегося дома на улице Чахрухадзе. На этом ноже были обнаружены генетический профиль Канделакишвили и кровь Виталия Сафарова».
Следующее заседание состоится послезавтра, 19 июня. Приговор будет оглашен до конца этого месяца.