Грузинские шахты. Ни года без смертей

Грузинские шахтеры подвергаются серьезному риску из-за недостаточного государственного регулирования безопасности методов добычи полезных ископаемых. Международная правозащитная организация Human Right Watch опубликовала доклад, посвященный проблемам безопасности в горнодобывающей отрасли в Грузии.

«Ни года без смертей» – доклад международной правозащитной организации Human Right Watch о ситуации с безопасностью на горнодобывающих предприятиях в Грузии изобилует критикой в адрес государства. В 60-страничном отчете с подзаголовком «Десятилетие отсутствия регулирования ставит жизни грузинских шахтеров под угрозу» подчеркивается: недостаточная охрана труда и ограниченный государственный контроль позволили процветать методам добычи, которые подрывают безопасность на производстве. В грузинском трудовом законодательстве большие проблемы с нормами, касающимися рабочего времени, времени отдыха, еженедельных перерывов и ночной работы, а также не предусмотрен государственный надзор за условиями труда, говорит одна из авторов доклада Корина Адждер:

«Тысячи работников будут подвергаться повышенному риску, пока Грузия не отрегулирует рабочие часы и не создаст систему для проверки условий труда. У нас есть большое количество несчастных случаев в связи с тем, что рабочие засыпают от усталости на рабочих местах. В постепенном переходе Грузии к новым нормативам игнорируются повседневные риски, с которыми сталкиваются шахтеры в условиях отсутствия адекватной защиты своих прав. Правительство должно действовать быстро, чтобы исправить ошибки прошлого».

Your browser doesn’t support HTML5

Грузинские шахты. Ни года без смертей

Наиболее сложная ситуация наблюдается на предприятиях по добыче марганца – одного из основных экспортных товаров Грузии. Крупнейший производитель сырья, «Грузинский марганец» (GM), управляет 11 шахтами и перерабатывающим заводом, на котором работает около 3500 рабочих. Шахтеры, говорится в докладе, работают под землей по 12 часов в сутки, в том числе ночью, в течение 15 дней подряд, а за невыполнение квот им грозит крупный штраф. При этом многие в условиях отсутствия достаточного отдыха получают производственные травмы, порой очень тяжелые. Один из шахтеров по имени Мераб рассказывает:

«На 9-ю или 10-ю ночь работы все крайне истощены, многие засыпают прямо на рабочем месте. Рабочий, находившийся рядом со мной, уснул и случайно включил оборудование. Я получил глубокую рану, такую, что были видны ребра».

В самой компании утверждают: шахтеры получают гарантированный отдых прямо на предприятии. Для этого обустроены специальные зоны. Но при этом во время смены от работников требуют оставаться на территории общежития, что нарушает их право на свободу передвижения, а также личную и семейную жизнь.

Схожая ситуация наблюдается и на угольных шахтах. Работники предприятия «Сакнахшири» («Грузуголь») заявляют: система компенсации, основанная на производительности или количестве добытого угля, устанавливает целевые показатели производства, которые попросту не могут быть достигнуты безопасным путем, побуждая шахтеров отказаться от соблюдения мер безопасности. Компания с такими заявлениями не согласна. В официальном комментарии на отчет правозащитников говорится, что в 2017 году в «Сакнахшири» был создан специальный отдел безопасности, а «безопасность труда всегда была приоритетом в компании».

Тем не менее Human Right Watch ссылается и на другие практики, противоречащие правам работников. К ним относятся долгие часы работы, неадекватно короткие перерывы и отсутствие еженедельных выходных, а также отказ от выплаты сверхурочных, непредоставление копий письменных договоров и несправедливые вычеты из заработной платы. При этом заместитель председателя Объединения профсоюзов Грузии Тамаз Долаберидзе уточняет: большое количество несчастных случаев на грузинских шахтах – следствие абсолютного пренебрежения системами безопасности со стороны руководства:

«Очень часто причиной несчастных случаев становится плачевное состояние системы вагонеток, когда рабочий оказывается под сошедшей с рельсов и перевернувшейся вагонеткой с породой. Или в результате внезапного оползня повреждается ничем не защищенная электропроводка, происходит контакт с водой, и рабочих бьет током. Шахты не реабилитируются десятилетиями, и в любой момент может произойти сход породы или взрыв метана. Плюс ко всему постоянная грязь и то, что работать приходится в условиях очень слабого освещения».

Авторы доклада уверены: отсутствие регулирования в горнодобывающей сфере со стороны государства оставили грузинских рабочих без надлежащей защиты. В частности, стремясь привлечь иностранные инвестиции, Грузия в 2006 году упразднила Инспекцию труда и резко сократила защиту работников в новой редакции Трудового кодекса. По данным исследований, в связи с этим смертность на производстве выросла на 74%. При этом наибольшее число несчастных случаев приходится именно на горнодобывающую область. Впрочем, тут же утверждается, что с 2013 года Грузия постепенно улучшила показатели уровня защиты труда, включая создание в 2015 году Трудовой инспекции, правда, с ограниченным мандатом.

Представитель ведомства Бека Перадзе поспешил заверить, что Трудовая инспекция в ближайшее время вплотную займется этими вопросами:

«Это итог тех вызовов, которые мы получили в результате десятилетия отсутствия регуляций. На первую неделю сентября уже запланирована дискуссия по вопросам изменений в Трудовой кодекс и темам, которым был посвящен отчет Human Right Watch. В запланированных изменениях детально прописаны часы работы, как будет происходить оплата труда, как будет регулироваться вопрос отпусков, количество рабочих часов в неделю. А Трудовая инспекция осуществит надзор за механизмами исполнения этих условий».

Прошлогодняя трагедия, когда 10 шахтеров погибли в результате двух несчастных случаев на шахте в Ткибули, вызвала широкий общественный резонанс. В результате давления со стороны неправительственных организаций в феврале 2019 года парламент наделил Трудовую инспекцию более широкими полномочиями по обеспечению охраны труда и техники безопасности на рабочем месте. Но даже после этих поправок, которые вступают в силу в сентябре, у инспекции остается ограниченный мандат.

Human Right Watch утверждает: вклад горнодобывающей промышленности в экономику Грузии и возможности трудоустройства не компенсируют серьезную обеспокоенность трудовыми правами в этой отрасли. Между тем правительство Грузии взяло на себя обязательства в соглашениях с США и Европейским союзом по улучшению своего трудового законодательства, а также систем надзора. В частности, Грузия получает выгоду от льготных тарифов на экспорт полезных ископаемых в США при условии, что она обеспечит уважение и соблюдение международно-признанных трудовых прав. А в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС Грузия обязалась привести свое трудовое законодательство в соответствие с законодательством Европейского союза и предпринять шаги по созданию полноправной Трудовой инспекции до 2020 года.

Тем не менее Грузия до сих пор не ратифицировала многие конвенции Международной организации труда, где подробно излагаются стандарты в отношении приемлемых условий труда, а также надлежащего контроля и обеспечения соблюдения прав рабочих. Международные партнеры Грузии, включая ЕС и США, не раз подвергали критике систему инспекции труда в стране. А в апреле этого года рабочая группа ООН по предпринимательству и правам человека после визита в Грузию выразила обеспокоенность тем, что нормативная база остается неадекватной, поскольку «не охватывает весь спектр трудовых прав».

В итоговом заключении Human Right Watch сказано: правительство Грузии должно продвинуться вперед в реформировании трудового законодательства, чтобы защитить работников. Власти должны создать полноценную, независимую и надлежащим образом укомплектованную Трудовую инспекцию, уполномоченную проверять все условия труда в соответствии с международными стандартами. Горнодобывающие компании же, в свою очередь, должны уважать права работников и их безопасность, а также работать с представителями профсоюзов для проведения реформ, которые повысят уровень безопасности. А партнеры Грузии, в том числе ЕС и США, со своей стороны, должны настаивать на полном соблюдении трудовых прав грузинских рабочих.